Альфонс Декандоль в своей книге: История науки и учёных за два века, – на основе собранной им статистики - описал процесс специализации учёных:
«Греческие философы, писал он, занимались одновременно всеми отраслями знаний. То же самое мы наблюдаем и у отдельных, редких мыслителей средневековья. Однако после того, как были открыты способствующие делу научные методы, количество фактов стало расти в такой мере, что каждый учёный, если он хотел достичь существенных результатов, продвинуться вперёд, был вынужден ограничить область своей работы.
Те, которые хотели просто приобрести знания, могли менять свои занятия. Но те, кто стремился открыть новое, с необходимостью должны были сконцентрировать свои усилия на отдельных науках и даже отдельных их разделах. Те учёные, которые не хотели или не смогли этого сделать, убеждались, что другие их быстро обгоняют, и теряли мужество. Выдающиеся учёные от эпохи к эпохе всё более становились специалистами в определённой области.
Декандоль писал, что он особенно убедился в этом, когда изучал биографии учёных для заполнения графы о специальности в своих таблицах иностранных членов академии. Почти для каждого учёного, жившего во времена Ньютона и Лейбница, отмечает Декандоль, он должен был в эту графу заносить несколько специальностей, например, «астроном и физик», или «математик, астроном и физик», или даже употреблять совсем общее выражение «естествоиспытатель», или «философ».
В отношении XIX века эти трудности больше не возникали, или стали встречаться много реже. Если учёный отличился в нескольких областях знании, то, как правило, дело шло о близкородственных науках. С каждым днём становилась очевиднее невозможность специализации, когда учёный должен был добывать средства к существованию работой в совершенно другой области. Прежде знаменитые учёные часто бывали медиками не только по знанию, но и в действительности. Ньютон занимался монетным делом, Пристли был унитарным священником, астрономы одновременно были моряками и военными геометрами. И в настоящее время многие, писал далее Декандоль, занимаются наукой и даже делают открытия, работая в другой области. Но им почти всегда не хватает времени и сил выйти в первые ряды учёных. Избранные в академики в XIX веке принадлежат почти исключительно к тем, кто рано сосредоточился на одной единственной области науки.
«В этом отношении экономическая организация имеет отчётливое влияние на прогресс науки», - писал Декандоль, имея в виду, что целиком посвятить себя науке может лишь человек, обладающий определённым состоянием, поскольку труд в науке не обеспечивает достаточных средств к существованию и, как полагал Декандоль, никогда не будет оплачиваться в такой мере, чтобы человек науки мог безраздельно отдаться науке и только ей. В тех странах и в те периоды, где капиталов мало и ими трудно управлять, писал Декандоль, большое число людей, которые могли бы работать в науке, должны бесконечно заниматься своими делами. Отсюда, писал он, очевидные преимущества отдельных народов и некоторых индивидов.
Свидетельством растущей специализации в области естественной истории, отмечал Декандоль, является разделение на коллекционеров и описателей или определителей, а также разделение между теми, кто разрабатывает науку и применяет её результаты, между экспериментаторами и наблюдателями и вычислителями.
Среди тех, кто занимается естественной историей, мы теперь находим ботаников, зоологов, геологов, специалистов по сельскому хозяйству, медиков, специалистов горного дела. Наконец, появилась необходимость различать исследователей и преподавателей.
Правительства требуют, чтобы учёные регулярно занимались преподаванием. С другой стороны, учёным необходима определённое положение в жизни и такое, которое не требовало бы от них постоянно отвлекаться на преподавание. Но сила вещей, продолжал Декандоль, непреодолима. Из двух людей равных способностей и энергии тот, кто не загружен преподавательской и иной работой и свободно располагает своим временем, быстрее и лучше продвинется в науке. В ближайшем будущем, предполагал Декандоль, большая часть учёных не будет занята преподаванием. При этом они, вероятно, понесут известный ущерб в широте и ясности идей, быстрее будут забывать то, что они знали в университете, и к ним, возможно, станет применимо замечание политиков, что учёный - это тот человек, который знает то, что, кроме него, никто не знает, и не знает того, что знают все».
Микулинский С.Р., Маркова Л.А., Старостин Б.А., Альфонс Декандоль, М., «Наука», 1973 г., с. 200-202.
Специализация учёных по Герберту Спенсеру