Альфонс Декандоль издаёт собрание статей: История науки и учёных…

Альфонс Декандоль издал в Женеве собрание статей под общим названием: История науки и учёных за два века / Histoires des savants et des sciences. В 1885 году вышло второе расширенное издание этого труда, а в 1911 году Вильгельм Оствальд издал немецкий перевод книги.

Одна из задач труда – возражение Фрэнсису Гальтону, что главными факторами в формировании учёного являются наследственность и раса.


Собрав и обработав значительный – больше, чем у Фрэнсиса Гальтона – статистический материал, А. Декандоль показал, что для успешного развития научной деятельности важны не столько  наследственность (значение которой он не отвергал и особо подчёркивал её значение у математиков), сколько влияние семьи, школы, общественного мнения, жесткости религиозных требований  и т.п.

Основа всех открытий, писал Декандоль - любопытство. «Вреднейшим для науки, на мой взгляд, - писал  Декандоль,- является тот, кто представляет её как нечто завершенное, законченное».

A. de Candolle. Zur Geschichte der Wissenschaften und der Gelehrten seit zwei Jahrhunderten. Leipzig, 1911, s. 259.

 

Чтобы обосновать свой тезис об отрицательном влиянии религиозной авторитарности Декандоль сравнил число крупных учёных, вышедших из среды католиков и протестантов, и показал, что из протестантских семей за два века вышло в четыре раза больше крупных ученых, чем из семей католиков, хотя католиков в Европе было в этот период в полтора раза больше, чем  протестантов.

В качестве примера влияния авторитарного давления Альфонс Декандоль привёл свою родину. «История маленькой Женевской республики, - писал он, - представляет прекрасный пример того, как воздействует (на науку) авторитарная власть. На протяжении почти двух столетий (с 1535 по 1725), абсолютные принципы первых реформаторов полностью господствовали как среди мирян, так и среди духовенства. Образование находилось в руках церкви. Почти все граждане учились в гимназиях, и многие среди них проходили затем специальные курсы в университете, однако на  протяжении всего этого периода ни один женевец не отличился в науках. С 1720-1730 гг. началось ослабление влияния кальвинизма; образование и нравы изменились в духе свободы, и начиная с 1739 г., с первого избрания женевца в солидное научное учреждение за границей, а именно, Лондонское Королевское общество, Женева не переставала давать заметное число математиков, физиков и натуралистов, по отношению к своему небольшому населению.

A. de Candolle. Zur Geschichte der Wissenschaften und der Gelehrten seit zwei Jahrhunderten. Leipzig, 1911, s. 268.

 

Во втором издании своего труда он назвал 20 факторов, способствующих развитию науки. Приведём некоторые из них:

- наличие у большого процента населения достаточных средств к существованию, что позволяет заниматься наукой;

- существование давней духовной культуры и культуры восприятия, которая во многих поколениях направлена на изучение реальных фактов;

- приток высокообразованных людей из других стран, достаточно богатых,  чтобы иметь возможность заниматься духовной деятельностью, которая не даёт  никаких или даёт лишь незначительные средства к существованию, и

- наличие семей с давней традицией посвящать себя занятиям наукой или другим видам деятельности духовного характера;

- хорошо организованная система начального и особенно среднего и высшего образования, стимулирующая исследования и поощряющая молодых людей и профессоров, преданных науке;

- богатая и хорошо организованная база для научной работы, достаточное количество библиотек, обсерваторий и лабораторий, коллекций;

- интересы общественности направлены больше к истинным и действительным вещам, чем к воображаемым и фантазиям;

- возможность свободно высказывать и публиковать любое мнение, по крайней мере, на научные темы без каких-либо неприятных последствий;

- общественное мнение, благоприятствующее наукам и тем, кто ими занимается; свобода выбирать любую профессию;

- религия, которая не считает своим основным принципом авторитарность, ибо наличие авторитарности гибельно;

- духовенство, которое в своей среде и в обществе способствует образованию;

- духовенство, свободное от обета безбрачия; достаточно широко распространённое владение иностранным языком;

- политическая независимость малых стран или федераций маленьких независимых стран;

- географическое положение в умеренном или холодном климате;

- близость развитых стран; многочисленность академий и научных обществ;

- привычка путешествовать, особенно в другие страны.

 

Альфонс Декандоль о процессе нарастающей специализации учёных.

Альфонс Декандоль о снижении научных результатов и уменьшение числа ученых  при продвижении с Севера на Юг...