Научные парадигмы
Категории / Картины мираПредельные категории, различные картины (модели) мира
X
Научные парадигмы
Категории / Картины мираПредельные категории, различные картины (модели) мира
X
«В середине XIII века Фома Аквинский (1225-1274) привёл в систему христианскую концепцию Вселенной, воспользовавшись для этой цели философией Аристотеля, и тем самым завершил процесс образования схоластической философии, которая и стала официальной «наукой» средневековья.
Чтобы представить себе, против каких теоретических принципов вели борьбу основоположники новой науки, суммируем характерные черты схоластической философии.
1. Принцип авторитета в теории познания. Согласно Фоме Аквинскому, «высшие истины» (касательно бога и других смежных материй) не могут быть открыты с помощью человеческого разума, имея своим источником «божественное откровение», зафиксированное в священном писании. «Истины откровения» выступают в качестве верховного критерия для всех остальных положений, которые могут быть установлены уже самим человеком при помощи собственного рассуждения.
2. Силлогизм как единственный метод познания, т. е. исследование предмета путём выведения логических следствий из общих принципов, достоверность которых принимается без доказательств и без всякого обращения к опыту.
3. Идея морального космоса, coгласно которой мир представляет собой конечное замкнутое целое, организованное иерархически и расчлененное на части сообразно большей или меньшей «степени совершенства», присущей явлениям. На вершине иерархии бытия находится Бог как «абсолютно совершенное существо», затем следуют ангелы как «чистые духи», не обременённые материей, на ступеньку ниже - человек, который соединяет в себе свойства ангела и «зверя», и т. д. Вместо объективной характеристики явлений - моральная оценка, которая, разумеется, абсолютно неуместна в области космологии.
4. Телеологическая схема объяснения природы через указание «целей», ради которых существует объясняемое явление. «Объяснить» в те времена означало определить «назначение», причем назначение и составляло «природу» изучаемого явления.
5. Практическая бесплодность и неприменимость в общественной жизни тех знаний, которые давала схоластика. Эта особенность средневековой науки и объясняет современное значение слова «схоластический».
Таковы были особенности религиозной идеологии средневековой Европы. Новая наука не могла возникнуть раньше, чем были подорваны теоретические основы религиозной концепции Вселенной. Решающий вклад в эту разрушительную и вместе с тем освободительную работу внесли Фрэнсис Бэкон (1561-1626) и Рене Декарт (1596-1650).
В наиболее известном своём произведении «Новый Органон», опубликованном в 1620 году, Бэкон пишет, что есть три вида честолюбия: честолюбие первого рода выражено в стремлении людей увеличить личную власть в своёй собственной стране; иного сорта честолюбие тех, кто хочет увеличить власть своёй страны в мире. «Но, - продолжает Бэкон, - если человек стремится установить и распространить могущество и господство самой человеческой расы над Вселенной, его честолюбие (если это можно назвать честолюбием)... более благородно... Власть же человека над вещами целиком зависит от искусств и наук. Ибо мы не можем повелевать природой иначе, как подчиняясь ей». F. Bacon. Advancement of Learning and Novum Organum. New York - London, 1900, p. 366.
Эти слова лучше всего характеризуют то, как сам Бэкон понимал смысл всей своёй философии.
Киссель М.А., Идеализм против науки. Критика науки в буржуазной философии XIX-XX вв., Л., «Лениздат», с. 1969 г., с. 14-15.