О происхождении заблуждений и ошибок по И.Д. Ертову

«…первые племена людей без опытов и познаний, руководствуясь одним воображением, переходили от одного заблуждения к другому. Заблуждения сии возросли наконец до такой степени, что всякое обыкновенное явление, состояние погоды, полёты птиц и даже встреча подобных себе людей или других животных считалась.

Между тем, и по сей части заблуждений, подобно как и по настоящим занятиям человеческим, явились учителя и сектаторы. Они собирали предания, выдумывали системы, украсили оные своими вымыслами и по врожденному самолюбию и фанатизму выдали себя за колдунов и идолослужителей. Народ, по природной слабости своей к гаданиям, толпой стекался к новым учителям и приносил в жертву вымышленным божествам часть избытков своих. Учителя нашлись в затруднении отвечать на все вопросы, но надобно было удовлетворять любопытство, чтобы самим не быть жертвой раздраженного дикого народа. Счастливая мысль избавила их от сей опасности. Они выдумали тёмные ответы, наказания и поощрения, и тем обеспечили себя во всех непредвидимых случаях. (см.: Лжеучители - Прим. И.Л. Викентьева).

Народ остался доволен и с твёрдым уверением принимал приговоры наставников своих. Но как меры не могут существовать без движения, так и разум не остаётся никогда в одном положении. Беспрестанно развивающиеся понятия переменили нрав народный, а вместе с тем изменилось и идолослужение. Наследники учителей, привыкая к хитростям и обманам, уверились в народной глупости и в небытии богов, ими проповедуемых. Избавясь страха от наказания и побуждаясь корыстолюбием и любострастием, они потребовали жертв для удовлетворения собственных своих желаний. Обещая наказания и награждения на небе, они получали на земле всё драгоценнейшее, и простёрли виды свои даже до того, что потребовали в жертву любострастию своему священнейший залог любви супружеской.

Но оставим раскрывать пороки и заблуждения людей. Образование ума подобно жизни частного человека имеет свои возрасты, и век заблуждений и вымыслов предшествует всегда веку сильных страстей, а сей здравому рассудку и спокойствию. И так рассмотрим лучше, какими неизъяснимыми путями вечная премудрость ведёт нас к истинному благополучию.

Священная история научает нас, что есть Бог, единый, всеблагий и всемогущий, и что видимые миры суть творение премудрости его. Сие учение открыто нам в то время, когда люди блуждали в идолопоклонстве, и когда науки не были доведены ещё до такого совершенства, чтобы силой ума познать сие небесное откровение. Оно основано было на одной вере, которую исповедовали древние патриархи и все те, кого вечная премудрость избрала предметом искушений и благодеяний своих. Мы ничего не можем прибавить к сему учению, и в продолжение минувших тысячелетий чем более развивался ум человеческий, тем более находил доказательств на сию истину.

Но что истина сия не могла открыта всем людям, на то есть особые причины. Мир наш, подобно как и все миры в небе видимые, произведён из вещества, которое можно сказать вызвано из ничтожества, как я объяснил в другом моем сочинений. Из сего же самого вещества произведён и человек по общим законам всемирного творения, по которым и получил все побуждения и наклонности наравне с прочими животными, то есть личную выгоду и право сильного. Но чтобы отличить человека от всех животных, то умственные способности его возбуждены особым вдохновением, которое внушает нам любовь к Богу и справедливости. От сих противных между собой двух начал родилась в уме человеческом вечная борьба рассудка с воображением и страстями, и на сей единственно борьбе и основано развитие ума в человеческом роде. Без сего противоборства не мог бы разум наш вознестись на ту степень, на которой он ныне находится.

Оставить нас при одних физических побуждениях значило бы не выводить из круга прочих животных. Умножить силу вдохновения до такой степени, чтобы она поборола страсти, есть тоже, что произвести нас механическими существами без всякого самопроизвольного действия: спокойные чувства суть смерть разума. Но как чувство справедливости требует более утончённых понятий, и приобретается опытами и сравнениями, то род человеческий и должен был передаться наперёд тем побуждениям, которые ближе были к его природе и сильнее на него действовали.

Вот источник всех заблуждений и пороков человеческих! Из него проистекли все злосчастные поступки рода человеческого. И хотя являлись в разные времена гении, одарённые любовью к истине, но они, не исправив людей, принесли только себя в жертву злобе и несправедливости человеческой. И судя по физическому образованию человека и ограниченным понятиям его, с вероятностью можно заключить, что нет возможности отвлечь человека от всех низких побуждений, которые внушает ему общее с животным образование, и он всегда будет предаваться первым впечатлениям.

Итак, когда заблуждения и пороки происходят от физического нашего образования, то представлено ли нам какое средство к истреблению зла сего? Мы видим из истории народов, что науки смягчают нравы и приближают людей к истине, однако же они не могут быть ещё надежным средством к водворению на земле всеобщего благоденствия. Одни гении, изобретатели наук, могут чувствовать, сколь трудно находить истину и хотя они при множестве новых мыслей нередко ошибаются в определениях, но они счастливы тем, что находя сомнения в собственных своих правилах, не подвержены ни фанатизму, ни педантизму и, уверяясь на опыте в ничтожности деяний человеческих, могут служить примером кротости и великодушия для исправления людей.

Но к совершенству физического образования, сколько потребно сторонних случаев и побудительных причин соединить вместе, чтобы произвести одного гения? Потому они редки, и жизнь их не может иметь на людей большего влияния. Люди же с дарованиями, которые по большей части бывают истолкователями гениев и распространителями наук, не будучи сами изобретателями не могущими видеть всех затруднений в определении мыслей, скорее ими уверяются, и прельстясь своей ученостью, нередко вместо изыскания истины распространяют ложные правила. Но сей класс людей не очень многочислен.

Что же остаётся сказать о всех людях вообще, которые по неспособности делать ясных соображений живут одним подражанием? Сии люди не только не исправляются науками, но ещё более употребляют их во вред по физическим побуждениям своим. Они чем менее знают, тем более гордятся собой, и даже до того простирают иногда педантизм свой, что походку, покрой платья или спесивое лицо считают высокой наукой. Впрочем, нельзя науками истребить в людях всех вредных склонностей, то все полезные терпеть в них такие безвредные глупости, какими наполнена история непросвещённых народов.

Посему науки принадлежат к занятиям человеческим, но они, исправляя ошибки воображения, не могут однако же сделать людей совершенно справедливыми, потому что люди по природной лености ума предаются более физическим побуждениям, не заботясь повторять рассудком, справедливы ли сии побуждения. Теперь рассмотрим, какое влияние может иметь вера, основанная на откровении.

 

Продолжение »