Увеличение степени абстрагирования в религии и науке по В.В. Косареву

«В отличие от религии, объясняющей непонятные явления вмешательством ещё более непонятных субстанций таких как духи и боги, наука путём логических построений - теорем начала сводить непонятное к уже известному, идя от простого к более сложному.

Основанием для этого стали: создание в Вавилоне и древней Греции метода дедукции, а затем на основе этого метода и формальной логики (Аристотель). Больших успехов достигла в древней Греции и математика. Достижения в области геометрии в своей знаменитой книге «Начала» обобщил александрийский математик Эвклид (III в. до н.э.). Уроженец города Сиракузы на острове Сицилия Архимед (Archimedes 287-212 г. до н.э.) обучался в Александрии. Там же он начал и свои научные исследования. Он не только изобрёл целый ряд приборов и механизмов, но заложил также основу современной теоретической механики и гидростатики.

К этому же периоду относится и появление абстрактной натурфилософии как метода обобщения и систематизации накопленных знаний. Таким образом, именно на этом этапе появилось то, что мы сегодня называем словом наука и научное мировоззрение.

По мере увеличения объёма научных знаний об окружающем мире философские и религиозные представления также менялись, становясь всё более абстрактными.

Так, первоначальные попытки объяснения происхождения Мира хорошо известными на практике актами зачатия и рождения сменяются концепцией божественного творения мира из пустоты. Если царь мог достичь желаемого силой слова - приказа, то почему бы сверхмогущественным богам не достичь своим божественным словом еще большего?

С одной стороны в религиозном сознании боги оставались похожими на человека со всеми его слабостями, а с другой - они всё дальше от него отдалялись, перемещаясь на недоступные человеку вершины гор Олимп или Синай (Sinai), облака, небеса и, наконец, в дальний Космос или другие измерения пространства.

Очередной этап развития религиозных форм и представлений был связан с концепцией единобожия, возникшей первоначально в древнем Египте во времена Нового царства. Аменхотеп IV (1375?-1358? до н.э.) не только решил вернуться к древнему культу бога Ра, но и обратился к реформированию религии, объявив единственным богом во Вселенной полностью абстрактное божество – бесплотного и невидимого бога Атона, что дословно означало «солнечный диск».

Косарев В.В., Эволюция  человеческого сознания, в Сб.: Интеллект, воображение, интуиция: размышление о горизонтах сознания (метафизический и психологический опыт), Выпуск 10, СПб, «Эйдос», 2001 г., с.135-136.