«… каждый человек действительно проходит в детстве через определённые фазы формирования различных уровней сознания, что сказывается и на последующей работе сознания каждого взрослого человека (См.: Биогенетический закон по Эрнсту Геккелю – Прим. И.Л. Викентьева).
Живя среди людей, ребёнок за первый год овладевает бипедией и языком жестов. Затем он начинает использовать детскую праречь, с минимальным словарным запасом (4-10 слов). Для этого языка характерны звукоподражание и редупликация или повторения: тук-тук, ням-ням, пи-пи.
Интересно, что редупликация свойственна языкам многих примитивных культур. Так на языке пигмеев «ngum-ngum» означает «грохотать», африканские бушмены говорят об одном человеке «tu», о многих: «tu»-tu», а о большем количестве: «tu-tu-tu».
К 3 годам ребёнок использует около 300 слов, а к 4 уже свыше 1000. (Можно высказать гипотезу, что, начиная с некоторого объёма усвоенных слов, начинается качественный скачок в понимании – Прим. И.Л. Викентьева).
Именно в этот период у детей начинают появляться разнообразные вопросы. Однако при этом у них отсутствует ещё способность к критическому анализу того, что им говорят взрослые. Они наивно верят самым невероятным и фантастическим объяснениям.
В 5-6 лет они уже способны сами генерировать ответы, так же не замечая возникающих при этом невязок и противоречий. Таким же, по-видимому, образом на определённом этапе эволюции возникло мифотворчество как способ дать удовлетворительные для живших тогда людей ответы на все волновавшие их вопросы.
Один из первых вопросов, который задают нам дети, касается их происхождения. Интересно, что один из первых вариантов ответа на этот вопрос был по сути правильным и очень близким к современному дарвинизму. Человек, как интуитивно верно угадали наши предки, действительно произошёл от животных, однако каждое племя считало своим родоначальником свой тотем. Так появился один из первых вариантов религии - тотемизм или поклонение - тотему.
В основе религиозного сознания всегда лежит Вера. Первые годы своей жизни ребёнок впитывает в себя информацию, принимая её без анализа, на веру. Таким образом, Вера является одним из базовых уровней нашего сознания. Освоив синтез, ребёнок начинает генерировать новую информацию, в том числе, и сознательно её искажать или лгать. Естественно, что после этого он начинает уже с сомнением относиться и к той информации, которую получает. Для того чтобы отличить истинную информацию от ложной требуется анализ, сравнение разных источников.
Таким образом, Сомнение становится уже значительно более развитым уровнем сознания. У разных людей этот уровень развит в различной степени. Многие сохраняют почти детскую наивность на протяжении всей жизни. Анализ и стимулирующее его Сомнение стали основой современного научного метода, но на протяжении многих тысячелетий они же были и источником развития религиозного сознания».
Косарев В.В., Эволюция человеческого сознания, в Сб.: Интеллект, воображение, интуиция: размышление о горизонтах сознания (метафизический и психологический опыт), Выпуск 10, СПб, «Эйдос», 2001 г., с. 128-130.
«Закон трёх стадий» о развитии научных представлений по Огюсту Конту