Культурологические модели и их применение в других областях деятельности
ОРГ и распространение знанийKnowledge management - управление знаниями - за исключением методик творчества…
X
Культурологические модели и их применение в других областях деятельности
ОРГ и распространение знанийKnowledge management - управление знаниями - за исключением методик творчества…
X
Материальные памятники культуры могут исчезать, но, несмотря на это, духовная культура растёт:
«В самом деле, разве творения Праксителя, Фидия, Микеланджело, Рафаэля, Шекспира, Ньютона и других великих и менее крупных мастеров искусства и науки не живут среди нас и разве не оживляются перед нами образы самих творцов этих произведений? «Угасший гений - все же гений, он вечно мощен и велик, над нами власть его творений и в нас не молкнет их язык». Да, наконец, вся вообще наша духовная культура, это бесценное наследие отцов, разве не представляет собой выражения коллективной деятельности наших предков? Надо здесь особенно подчеркнуть, что вечное существование человеческой личности мы усматриваем не в её соучастии в создании собственно материальной культуры народов, ибо эта культура так же тленна, как и человеческое тело, но в прогрессе самой мысли. Здесь припоминается известный стих Державина:
«Река времён в своём течении уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья народы, царства и царей»
Да, исчезают с лица земли народы, забываются их боги и цари, но достигнутый народами духовный прогресс, который возводит дикаря на степень цивилизованного человека, не исчезает и не утрачивается, а, накопляясь из поколения в поколение, приводит к совершенствованию человеческой личности и тем самым дает дальнейший толчок развивающейся духовной человеческой культуре. Материальные блага гибнут, но духовная культура человека остаётся, и, если она утрачивает благоприятную почву в месте своего первоначального развития, она переходит в другие страны, продолжая здесь развиваться с новой силой. Так, в древнем мире мы видим средоточие духовной культуры на берегах Средиземного моря, сначала в Египте, затем в Греции, после того в Риме, затем в Испании, после чего оно переходит в страны Западной Европы и частью в Америку, затем, быть может, перейдет к Востоку. Но, несмотря на перемещение человеческой культуры в разные эпохи, она не утрачивала ни однажды своей преемственности».
Бехтерев В.М., Бессмертие человеческой личности как научная проблема / в Сб.: Бехтерев В.М., Объективное изучение личности. Избранные труды по психологии личности в 2-х томах, Том 1, СПб, «Алетейя», 1999 г., с. 239.