«Хартия об образовании» - первый закон о копирайте

«В Англии, на родине копирайта, официальное признание прав издателей относится к 1557 году, когда Мария Тюдор даровала им «Хартию об образовании» (Charter of Incorporation).

Гильдия, в которую вошли печатники, книготорговцы и переплётчики (всего 97 человек), была организована для контроля за изданиями - другими словами, для цензуры.

Книжники не возражали против объединения, усматривая в этом личный экономический интерес: любой член Компании (в основном печатник), получив во владение рукопись, имел право  зарегистрировать её для публикации, и в дальнейшем никто не мог тиражировать это произведение без его разрешения (причем он имел полное право вообще его не издавать).

В те времена литературное «пиратство» уже было распространённым явлением, и в книгоиздательском деле сразу появилось многое из того, что мы наблюдаем и поныне. Нечистые на руку издатели нанимали писак, чтобы те вносили небольшие изменения в тексты  существующих произведений, и после этого публиковали их под новыми названиями. Но «всякий раз, когда уникальная по величине прибыль привлекала нарушителей, эти случаи неправомерной конкуренции рассматривались Компанией с такой тщательностью, которая в наши дни считается сверхвозможной и практически никогда не достигается».

Во многом благодаря Компании копирайт обрёл современное обличье. Хотя закон в известной мере ограждал привилегированных издателей от помех со стороны, находились те, кто не признавал легитимности установленного порядка и действовал в обход него. Борьба за литературный рынок строилась на узах, связывающих автора с издателем, а они, в свою очередь, зависели от понимания сути авторских притязаний. В этом вопросе соперничали два подхода.

Один уходил корнями в концепцию общего права, согласно которой покупатель вещи был вправе распоряжаться ею по своёму разумению, в том числе делать сколько угодно копий. В соответствии с другой, возобладавшей в итоге, точкой зрения считалось, что автору принадлежит не материальное (бумажное) воплощение идеи, а её суть. И прежде чем тиражировать идею, следует обзавестись согласием творца.

На протяжении долгого времени во главу угла ставились права издателя на воспроизведение рукописи, но никак не права автора. Пружиной процесса были люди с деловой сметкой, но и авторы не хотели упускать своёго. В 1704 году Даниэль Дефо опубликовал «Эссе о регулировании печати», описав всю несправедливость и унизительность положения автора: при существующем законе его могли разве что наказать за содержание сочинения, как преступника, но никак не защитить его права собственности.

Первый закон об авторском праве (Statute of Anne) вступил в силу в Англии 10 апреля 1710 года и постепенно распространился в других странах. В США принцип защиты авторского права был включён в Конституцию в 1776 году, а первый Федеральный акт об авторском праве (Federal Copyright Act) вышел в 1790 году. Он предоставлял право вето на копирование авторских работ без разрешения, что придавало сочинителям некую силу в переговорах с издателями. Хотя закон 1710 года и позволял авторам издаваться, не расставаясь с правами полностью, те предпочитали продавать рукописи издателям».

Долгин А.В., Экономика символического обмена, М., «Прагматика Культуры», 2007 г., с. 392-397.

 

Наши правила обсуждения видео на YouTube