«Группы, способные терпеливо воспринимать разнообразие стилей общения, могут извлечь больше пользы из идей, выдвинутых её членами в процессе обсуждения, чем группы, где идеи выражаются только в приемлемом виде. Используя свои навыки слышать других, фасилитатор может оказать значительную помощь группе.
Каким образом?
- Если выступающий начинает повторяться, фасилитатор может использовать перефразирование, чтобы помочь человеку резюмировать все свои мысли.
- Если выступающий говорит сбивчиво, строит странные и рваные предложения, фасилитатор может помочь ему расслабиться, расспросить его с помощью открытых, не директивных вопросов.
- Если выступающий преувеличивает или искажает факты, фасилитатор может принять центральную идею, не споря при этом о точности фактов.
- Если выступающий отклоняется от темы, фасилитатор может уважительно попросить человека пояснить остальным, как его мнение связано с темой дискуссии.
- Если выступающий ведёт себя слишком эмоционально, фасилитатор может сначала признать его чувства, а затем перефразировать содержание мысли так, чтобы эта идея не затерялась на фоне инстинктивной реакции группы на эмоции выступающего.
Эти ситуации показывают, насколько важно для фасилитатора внимательно, уважительно и со знанием дела выслушивать каждого».
Сэм Кейнер и др., Руководство фасилитатора: как привести группу к принятию совместного решения, М., «Издательство Дмитрия Лазарева», 2013 г., с. 43.
Замечу, что при работе человека по АРИЗ Г.С. Альтшуллера – в том числе для исключения типовых ошибок мышления – решающему последовательно (по шагам), предлагаются готовые оболочки для ответов.