Искусствоведение и литературоведение
Психологические защитыМеханизмы психологических защит
Создание новых продуктов «для масс»Создание новых продуктов «для масс»
X
Искусствоведение и литературоведение
Психологические защитыМеханизмы психологических защит
Создание новых продуктов «для масс»Создание новых продуктов «для масс»
X
«После краха общества XVIII века и его мифов художники, философы, историки оказались перед лицом тяжёлой и прозаической действительности. Одни из мыслителей и художников бежали в мир мечты, оплакивая прежние счастливые времена, и составили робкий отряд многочисленной армии романтизма. Другие же, осмысливая в своих произведениях мучительное состояние этого драматического отрыва от действительности, сумели мужественно и ясно сказать о нём (Леопарди) или прочувствовать тайну притягательности этой отчаянной попытки высвобождения сил человека к природы (Гёте).
Позднее, когда картина земной действительности постепенно становилась всё более жалкой, когда новые хрупкие мифы буржуазного прогресса рассыпались в прах в непрерывных войнах и революциях, когда социальные связи все больше ослаблялись, а в искусстве развивались течения реализма и натурализма, отдельные художники, не будучи в силах противостоять непреодолимым веяниям новых времён, искали выход в некоем «эрзаце», суррогате старой веры, в ностальгической тоске по собственному, очень тесному искусственному раю. Повседневная борьба между художником и действительностью становилась всё более ожесточённой и неравной. Тайна Бога, прежнее подчинение земного потустороннему - короче говоря, старая иерархическая структура духовного мира, отражавшая глубокую зависимость человека от природы, выгнанная в дверь, влезала в окно.
Древняя тайна леса, тайна природы, принявшая парадоксальные формы социальной действительности и становящаяся с каждым днём всё менее органичной, всё более чудовищной, вновь предстала перед человеком и породила страх перед так называемой «культурой для масс», слепой и разрушающей, но подчиняющей себе человека, подобно древнему Богу. Многие художники видели только два пути избавления от страха перед новым чудовищем: анархический бунт и обостренный индивидуализм в противовес серой безликости массы, стремящейся поглотить личность, или же бегство во всё более и более абстрактный мир мечтаний, уход в башню из слоновой кости.
В этот период проявляется одна псевдогуманистическая тенденция: появляются герои (особенно часто мы встречаем их у Достоевского), стремящиеся к несовременному, идеалистическому «единению» между людьми. Художник, не в силах охватить действительность во всей её противоречивой сложности, глубоко жаждущий единства, духовной близости между людьми, творит новый «эрзац», создаёт новую мифическую фигуру - евангелический образ Идиота. Рождение этого образа - одно из самых значительных событий культуры за последнее столетие. Философский смысл появления этой фигуры объясняется весьма просто - это новый способ бегства от действительности, это перенесение диалектического решения самых сложных проблем в область чувств и сферу мистики».
Карло Лидзани, Евангелие от «Идиота», в Сб.: Фредерико Феллини, Статьи, интервью, рецензии, воспоминания / Сост. Г. Богемский, М., «Искусство», 1968 г., с. 69-70.