Разотождествление личности по Роберто Ассаджиоли

Роберто Ассаджиоли отвечая на вопрос, как можно достичь внутренней гармонической целостности, истинной реализации своего «Я» и добрых отношений с окружающими, выделяет следующие стадии достижения этой цели:

«1. Глубокое познание своей личности.
2. Контроль над различными её элементами.
3. Постижение своего истинного «Я» - выявление или создание объединяющего центра.
4. Психосинтез: формирование или перестройка личности вокруг нового центра.

Рассмотрим каждую из стадий более подробно.

1. Глубокое познание своей личности. Для того чтобы действительно познать себя, необходимо предпринять исследование обширных областей нашего бессознательного. Сначала нужно исследовать низшее бессознательное, чтобы выявить те сковывающие силы, страхи, конфликты, которые расточают нашу энергию. Этого можно достичь с помощью методов психоанализа. Однако психоанализ, как правило, тут и кончается, но с точки зрения Р. Ассаджиоли это только первый этап в процессе познания собственной личности. Необходимо исследовать также области среднего и высшего бессознательного. Благодаря этому будут обнаружены неизвестные прежде способности, истинное призвание, высшие потенциальные возможности, которые стремятся выразить себя, но которые нередко отвергаются и подавляются из-за непонимания, предубежденности или страха. Также будет обнаружен огромный запас недифференцированной психической энергии, скрытой в каждом из нас, - пластичная часть бессознательного, которая находится в нашем распоряжении, наделяя нас неограниченной способностью к постижению и созиданию.

2. Контроль над различными элементами личности. После того как вышеописанные элементы выявлены, человек должен овладеть ими и обрести над ними контроль. Наиболее эффективным методом достижения этой цели служит метод разотождествления.Он основан на фундаментальном психологическом принципе, который представляет собой основной закон психосинтеза и может быть сформулирован следующим образом:

Над нами властвует всё то, с чем мы себя отождествляем.
Мы можем властвовать над тем и контролировать всё то, с чем мы себя разотождествили.

Этот закон открывает секрет нашей свободы и нашего порабощения. Каждый раз, с точки зрения Р. Ассаджиоли, когда мы отождествляем себя со слабостью, виной, страхом, любой другой своей эмоцией или побуждением, мы ограничиваем и сковываем себя. Каждый раз, когда мы говорим «я в унынии» или «я раздражен», мы все больше отдаём себя во власть депрессии или гнева. Мы сами ограничиваем себя, сами заковываем себя в цепи. Одно из самых вредных заблуждений с точки зрения Ассаджиоли - представление о себе как о неделимом, неизменном и во всём последовательном существе. Убедиться в том, что верно обратное, - одна из первых задач, стоящих на пути психосинтеза. Человек легко может убедиться в своей многозначности, осознав, как часто он меняет свою общую картину мира, сменяя принятую модель вселенной с той же лёгкостью, с какой меняет наряды. Поэтому и жизнь временами кажется людям болотом, временами гонками, приключением, кошмаром, загадкой, карнавалом и т. д. Различные модели мира по-разному окрашивают наше восприятие и влияют на наш образ жизни. Для каждой из них мы вырабатываем соответствующий образ себя, систему поз и жестов, чувств, поступков, слов, привычек и мнений. Эта совокупность элементов образует нечто вроде личности в миниатюре или, как назвал её Ассаджиоли, субличность. Пьеро Феруччи (ученик Ассаджиоли – Прим. И.Л. Викентьева) указывает, что субличности - это психологические образования, подобные живым существам, сосуществующим в общем пространстве нашей личности. Каждая субличность имеет собственный стиль жизни и свои собственные движущие мотивы, зачастую отличные от стиля жизни и мотивов других субличностей. Говоря словами португальского поэта Фернандо Пессо, «в каждом углу души моей - алтарь иному божеству». В каждом из нас - толпа. Здесь могут быть бунтарь и мыслитель, совратитель и домохозяйка, саботажник и эстет, организатор и добряк - каждый со своей мифологией, и все они более или менее благополучно втиснуты в одного человека. Нередко они относятся друг к другу не самым лучшим образом. Как писал Ассаджиоли, «несколько субличностей постоянно дерутся: импульсы, желания, принципы, стремления вовлечены в бесконечную борьбу».

Гармонию личности, с точки зрения данного подхода, характеризует адекватный переход от одной субличности к другой. Однако это встречается не так часто. Проблемы возникают тогда, когда, например, одна субличность становится настолько доминантной, что захватывает всю личность целиком. Тогда человек отождествляет всего себя с потребностями именно этой части. Независимо от ситуации он не может выйти из этой роли и пребывает в ней при любых обстоятельствах. Например, представим себе, что субличность «учитель» стала настолько существенной, что где бы ни находился человек - на работе, дома, на отдыхе, с друзьями, с детьми или коллегами - его актуальной потребностью является влияние на мнение других, а иногда даже изменение его. Естественно, что такое поведение мы не можем рассматривать как адекватное.

Вторая область проблем возникает тогда, когда значимая субличность «умирает». Например, женщина, для которой самой существенной была субличность «жена», узнает об уходе мужа. Профессионала, для которого его работа -самое значимое в жизни, с почетом отправляют на пенсию. Мать, которая всю свою жизнь посвятила воспитанию детей и считала это самой главной своей задачей, чувствует, что дети уже выросли, им уже не нужна её опека, они уже самостоятельны и сами могут позаботиться о себе. Во всех трех примерах мы видим своеобразное «умирание» субличности. В случае, если это было одно из значимых состояний, каким бы ни был кризис, у человека есть ресурсы справиться с ситуацией. Однако в случае, когда эта субличность доминировала и владела всей личностью, её смерть воспринимается как психологическая смерть всей личности. Таким образом, речь идёт о том, что обстоятельства жизни изменились, но человек не может приспособиться к ним, так как его внутренние потребности остаются устойчивыми и неизменными.

Третья область проблем связана с конфликтом субличностей, когда происходит столкновение интересов и потребностей двух или более частей личности. Например, у женщины может возникнуть конфликт между субличностью «жена», с её потребностью заботы о муже, о доме и т.д., и субличностью «студентка», с её потребностью к новым знаниям, интересному общению с однокурсниками. Женщина в этом случае будет чувствовать внутренний конфликт, чувство внутренней разорванности между этими двумя потребностями и состояниями. Поэтому на данном этапе необходимы осо-знавание и детальная проработка своих субличностей. Р. Ассаджиоли предлагает упражнения, направленные на обучение достижению особого состояния сознания. С его точки зрения главная задача состоит в достижении определённого навыка, позволяющего быстро и динамично пройти все стадии разотождествления, а затем оставаться в состоянии сосредоточения на своем «Я» в течение какого-то периода времени. Это даст возможность в любой момент отделить подлинное «Я» от переполняющих эмоций, навязчивой мысли, не устраивающей роли и т. д. и оценить ситуацию, её значение и истоки, а также понять наиболее эффективные пути выхода из неё, заняв позицию стороннего наблюдателя.

Наилучшие результаты приносят ежедневные занятия, которые желательно проводить в самом начале дня, т.е. непосредственно после сна, указывает Ассаджиоли. Таким образом, выполнение упражнения можно рассматривать как символическое второе пробуждение. Важно также повторять его в редуцированной форме несколько раз в день, возвращаясь в состояние разотождествлённого «Я».

Упражнение может быть видоизменено и приспособлено к нуждам и целям индивидуума путем добавления этапов разотождествления или включения каких-то других аспектов, кроме трех фундаментальных (физического, эмоционального и ментального). Оно может начинаться с отделения себя от чувств, желаний и ролей, которые мы играем в повседневной жизни. […]


Продолжение »