Возможная ценность незавершенных, подготовительных и промежуточных результатов по С.А. Экштуту

«Интеллектуальная история есть непрерывный процесс творческой деятельности, протекающий в основных формах бытия - пространстве и времени. Завершением любого вида творческой деятельности является некий результат, итог. Итог - это показатель мастерства творца и степени зрелости его таланта, ибо творческая деятельность всегда стремится к успешному завершению и направлена на получение положительного результата.

Этому утверждению не противоречат хорошо известные историкам изобразительного искусства парадоксальные, на первый взгляд, факты: подготовительные и промежуточные результаты творчества целого ряда художников - зарисовки, наброски, этюды, эскизы - получались у них более самобытны, значимы и совершенны, чем то итоговое произведение, ради которого, собственно, эти этюды и создавались.

Вспомним Александра Андреевича Иванова (1806-1858) и его полотно «Явление Христа народу» (540 х 750 см). Художник трудился над «Явлением Мессии» двадцать лет, с 1837-го по 1857-й, и довёл свою работу до завершающей стадии, что далеко не всегда удавалось другим художникам, стремившимся написать большое полотно.

Иванов создал сотни этюдов, некоторые из которых искусствоведы считают гениальными, предвосхитившими символизм и импрессионизм, - и для истории изобразительного искусства эти небольшие этюды оказались более весомы, чем завершившее многолетний процесс творчества художника итоговое полотно гигантских размеров».

Экштут С.А., Битвы за храм Мнемозины: очерки интеллектуальной истории, СПб, «Алетея», 2003 г., с. 266-268.

 

Система целей творческой личности по Г.С. Альтшуллеру