Терапия созданием творческих произведений по М.Е. Бурно

«Методика способствует выяснению духовной индивидуальности и, значит, своей дороги к людям, к созидательной, целебно-осознанной деятельности - созданием творческих произведений. Существо методики - в бесконечном творении себя самого в том смысле, в каком Сартр сказал: «Меня породили мои писания».

Творческие произведения могут быть художественными и научно-техническими. В произведении научного творчества светится прежде всего, порой восхищающая, особенность мысли. Научную мысль учёные новых времён могут уточнять, исправлять, дополнять в соответствии с новой ступенью развития науки. По мере этого личностная особенность учёного всё менее видится в этих изменённых уже формулировках.

Но произведение художника (наскальное изображение охоты на мамонта или чеховский рассказ) не исправляется и не дополняется последующими творцами, поскольку в нём живёт вся личность автора и прежде всего самобытное переживание, важное во все времена человечества независимо от количества знаний, уровня развития науки. В отношении своих переживаний (но не научных достижений!) люди разных эпох остаются близки друг к другу. Так, современный весёлый сангвиник-гурман испытывает богатое созвучие с героями Рабле, а шизотимный сегодняшний поэт - со своим древнеегипетским собратом. Художественное творчество (искусство) есть творение своего личностного переживания, передающегося людям, воспринимающим это творчество. Л.Н. Толстой пишет: «Как только зрители, слушатели заражаются тем же чувством, которое испытывал сочинитель, это и есть искусство». Конечно, художник способен «заразить» переживанием преимущественно тех, кто личностно созвучен ему, в ком он находит отзвук. В «заражении» авторским переживанием во имя прогресса, добра, красоты состоит общественная значимость художественного творчества.

Создание творческих произведений - естественный человеческий вездесущий процесс. А.П. Платонов заметил об искусстве: «Искусство, как потение живому телу, как движение ветру, -  органически присуще жизни». Как в свое время принимали научно-лечебные формы такие душевные движения, как внушение и разъяснение-убеждение, так в наше время в научно-лечебные приемы претворяется творчество.

Наряду с работой гениев и талантов есть творчество обычных людей, также выказывающее их особенное душевное, духовное движение. Постоянно следует подчёркивать пациентам, что не в мастерстве наше лечебное дело, а в способности сделать что-то по-своему. Сделанное нравственно по-своему уже само по себе бесценно, а есть ли это истинное произведение искусства или науки - это уже другой вопрос. Чтобы прочувствовать сказанное, надо, например, «погрузиться» в трёхтомник «Манъёсю (Собрание мириад листьев)». Это короткие японские поэтические произведения раннего Средневековья, созданные сотнями авторов и главное не только известными поэтами, правителями, но пограничными стражами, рыбаками, землепашцами и другими простыми людьми, общавшимися между собой через поэзию. Творческая индивидуальность может звучать и в поисках чарующих предметов дикой природы. Просто найденный, выбранный из других камней камень может оказаться высоким произведением искусства. Творец «производит» этот предмет искусства одним своим выбором, т. е. способностью ощутить созвучие с формами и красками камня и через него (этот камень) показать людям свое переживание. Создание творческих произведений распространяется до самовыражения в вязании салфеток и в заварке чая. […]

Творчество есть «деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью». В творчестве выражается личностное: только личностное может быть настолько неповторимо-оригинальным, чтобы являть собой всегда нечто качественно новое. Открытия в теоретической физике и математике, конструкция аппарата, картина художника, художественная фотография, скульптура, произведение архитектуры, роман, стихотворение, музыкальная мелодия, искусно-творчески составленный букет - всё это объединяется личностной «солью» творчества: созидающей самобытностью автора, без которой немыслим предмет творчества. Индивидуальность, самобытность человека, нравственно направленная, есть его дорога к людям. В истинном, гуманном смысле творит не просто индивидуальность, а нравственная индивидуальность, созидающая, преобразующая мир. В этом и состоит общественно-историческая уникальность творчества. Здесь подчеркивается нравственный момент творчества, поскольку только самовыражение (в том числе и душевнобольного) может быть и безнравственным, антигуманным. А.Д. Зурабашвили считает главнейшим в человеке совесть, нравственность, определяя сегодняшнего человека как Homo moralis. Созвучные нравственные переживания связывают людей в истинный коллектив. Такова диалектика индивидуального и коллективного в отношении к творчеству. Члены коллектива связаны между собой общими нравственными целями и одновременно своей непохожестью друг на друга, самобытностью, лежащей в основе всякого живого творческого дела. Таким образом, индивидуальностью необходимо быть не для индивидуализма, а для того, чтобы в полном смысле быть с людьми.

Существо идеалистических представлений о творчестве состоит в том, что для идеалиста творит не сам человек как частица Природы и Общества: творит через человека внутри его изначальный Дух, Идея, Божество, и только оно несёт в себе истинную индивидуальность. Так, для Гегеля художественное творчество «лишь тогда разрешает свою высшую задачу, когда [...] является только одним из способов осознания и выражения божественного», и, таким образом, «художник - мастер бога». Для диалектико-реалистически мыслящего человека (даже самого одухотворённого материалиста) по законам природы и общества творит сам человек - наисложнейший момент саморазвивающейся материи - Природы. И человеческий дух есть сложный нематериальный блеск высокоорганизованной материи, отразившей в себе природу и общество сообразно своим особенностям.

В творчестве (в самом широком смысле, в том числе в творческом чтении книг, в одухотворенно-творческой слесарной работе и т.д.) человек ощущает себя поистине самим собой во имя нравственных связей с людьми. Особенная, высокая радость встречи с самим собой в творчестве есть вдохновение. Творчество в широком смысле (как выполнение чего-либо общественно полезного по-своему) обнаруживает, укрепляет самобытность творца, прокладывая ему тем самым дорогу к людям, которым интересна, созвучна его духовная индивидуальность. Значение глубокого контакта с людьми (ценностных коммуникаций) для дефензивного пациента трудно переоценить. Но и творческое углубление в себя само по себе (в смысле уяснения своей особенности в творчестве) действует здесь, как правило, терапевтически, вытесняя чувство неопределенности, «медузности»-беспомощности, поддерживающее болезненную напряженность, всякое расстройство настроения. Самое тягостное для многих наших пациентов - это чувство неопределённости в душевной напряжённости, когда не знаешь, чего хочется, чего боюсь, что люблю. Когда же дефензивный пациент, обретающий в творчестве самого себя, ощущает свою стойкую индивидуальность-основу, осознает теперь себя среди близких, товарищей и незнакомых людей, в своем народе, в человечестве как неслучайную, созидающую личность, проникается в связи со всем этим душевным светом, он уже не способен страдать так остро, как прежде. Поэтому в созданном пациентом творческом произведении нас должно интересовать не столько то, есть ли это истинное произведение искусства или науки, сколько то, как удалось в этом произведении пациенту выразить свою индивидуальность и как это лечебно ему помогло, ибо прежде всего это есть истинная ценность для врача.

«Механизм» творчества представляется отчетливее, если сравнить его с двумя другими «механизмами» психотерапии (и вообще освоения действительности) - внушением и разъяснением (убеждением). Внушение как механическое вкладывание мимо критического осмысления есть элементарный уровень освоения человеком действительности (и в здоровой жизни, и в процессе психотерапии). Разъяснение, убеждение (рациональный уровень) - логическая работа, при которой человек, которому разъясняют, сам способен затем разъяснить это же другому, понимает (и в здоровой жизни, и в процессе психотерапии), почему это именно так, а не иначе. Это, несомненно, более высокий уровень лечения, вообще освоения действительности, вбирающий в себя и моменты внушения. Высший уровень, содержащий в себе в «снятом» виде первые два, - это творчество. В случае творчества пациент не просто лечебно-логически понимает врача, а понимает обогащённо по-своему, личностно, с собственными самостоятельными суждениями и переживаниями на этот счёт».

Бурно М.Е., Терапия творческим самовыражением (отечественный клинический психотерапевтический метод), М., «Академический проект»; «Альма Матер», 2012 г., с. 78-79 и 60-62.