Фрэнк Кашинг опубликовал статью: Manual Concepts: A Study of the Influence of Hand-Usage on Culture Growth, American Anthropologist, 1892, volume 5.
«Многие племена, называемые первобытными, до прошлого и нынешнего века, когда их стала изучать современная наука, сохраняли следы гораздо более значительной роли языка жестов-иероглифов. О высокой развитости такого языка у этих племен свидетельствует то, что у аранта (и других туземцев Австралии) в некоторые периоды жизни отдельного человека или всего племени (во время траура и в течение многих месяцев посвящения юноши в тайны, по функциям соответствующего нашим экзаменам) запрещалось пользоваться звуковым языком, можно было говорить только языком жестов. Когда период траура кончался, некоторые женщины-вдовы оставались безмолвными на всю жизнь и пользовались только языком жестов. Такой язык был хорошо известен всем членам племени, поэтому они легко могли переходить на него тогда, когда это почему-либо требовалось.
Язык этот (в частности, в качестве международного языка общения между племенами) был очень широко распространён у американских индейцев. Исследователи насчитывают не менее 3000 знаков в этом языке. Его изучил с исключительной глубиной в конце прошлого века замечательный американский этнолог Кашинг. Кашинг с детства серьёзно увлекался индейцами и мастерил предметы по образцу тех, которые они изготовляли.
Сделавшись учёным и посвятив себя исследованию индейцев, Кашинг поселился среди племени зуньи, стал его полноправным членом, был посвящен в его тайны, стал жрецом и членом совета племени. Проведя среди индейцев зуньи четыре с половиной года, Кашинг добился полного погружения в жизнь племени. Он заметил, что индейцы не только великие мастера делать вещи - этому он учился у них с детства. Они умеют и думать руками, как современный человек иногда может думать вслух.
Кашинг совершил удивительный эксперимент погружения в такое мышление с помощью «ручных понятий». Совершить этот опыт, который другой крупный этнолог - Леви-Брюль назвал «доступным только гению», Кашингу без сомнения помогла многолетняя тренировка в самих конкретных действиях, которые индейцы умели совершать своими руками.
По его собственным словам, Кашинг «вернул свои руки к их первобытным функциям, заставляя их проделывать всё то, что они делали в доисторические времена, с теми же материалами и в тех же условиях, которые характеризовали эпоху, когда руки были так связаны с интеллектом, что они действительно составляли его часть». Эти слова читаются с особенным интересом сейчас (почти столетие спустя), когда работы по искусственному интеллекту начались с опытов управления искусственными руками роботов.
Статья Кашинга, напечатанная ещё в конце прошлого века, повлияла на Леви-Брюля, а через него на многих других исследователей культуры, среди них - и на С.М. Эйзенштейна. Найдя в университетской библиотеке статью Кашинга, пролежавшую почти полвека неразрезанной, Эйзенштейн попробовал повторить его опыт.
Занимаясь спустя ещё полвека (в семидесятых годах) в архиве Эйзенштейна, автор нашёл его записи своих ощущений во время этого опыта, при котором «двигательный акт есть одновременно акт мышления, а мысль - одновременно - пространственное действие». Когда Эйзенштейн увидел танцы туземцев острова Бали, он пришёл в восторг от того, как они близки к испытанному им опыту мышления «ручными понятиями», когда «танцем рук проходит поток мыслей».
Иванов Вяч. Вс., Чет и нечет: ассиметрия мозга и знаковых систем, М., «Советское радио», 1978 г., с. 61-62.