Закономерности, модели и эффекты и в группах людей от сотен человек и выше
Теория элитТеория элит
Высказывания о творческих личностяхРазличные высказывания, мнения о творчестве и творческих личностях…
X
Закономерности, модели и эффекты и в группах людей от сотен человек и выше
Теория элитТеория элит
Высказывания о творческих личностяхРазличные высказывания, мнения о творчестве и творческих личностях…
X
В 1930 году «Общество Эрнста Маха», созданное в Вене членами Венского кружка, в 1929 году, провело обсуждение ряда докладов – в том числе и такого:
«С социологической точки зрения, функция гениальности состоит в том, чтобы обеспечивать духовную деятельность в обществе. Писатели, художники, исследователи современной жизни зависят от широкой публики, суду которой они представляют свои книги, художественные выставки, концерты. Кроме того, они должны преодолеть сопротивление многочисленных конкурентов.
Напротив, во времена античности и в эпоху Ренессанса писатель был зависим только от своего покровителя. Он был создателем известности и славы: своим произведением писатель делал известным не только самого себя, но и своего покровителя, за что и получал от него материальную поддержку.
В период появления широкой буржуазной публики идеал славы приобретает оттенок ревностного служения. Определённые метафизические предпосылки этого присутствовали уже в эпоху меценатства (божественная одержимость античных поэтов, вдохновенный гений Ренессанса, бессмертная слава).
В буржуазный период они приобрели широкое распространение. Особое внимание стало привлекать понятие непризнанного гения, имеющего много общего с понятием религиозного мученика. Эти социологические взаимосвязи подтверждаются тем наблюдением, что сегодня среди представителей духовной деятельности, зависимой от широкой публики, представления о гениальности распространены гораздо шире, чем это было среди придворных поэтов, домашних музыкантов и академических профессоров.
Культ гения можно рассматривать также со стороны публики. В таком случае он предстанет в виде некоей интеллектуальной религии. Образованные чиновники и торговцы, профессионалы своего дела, религиозная вера которых угасла, а цели, способные их воодушевить, отсутствуют, нуждаются в некоей духовной области, способной приподнять их над рутиной повседневности.
Изложенное понимание опирается на многочисленные примеры из времён античности, Ренессанса и наших дней».
Эдгар Цильзель, Культ гения как социологическая проблема, в Сб.: Журнал «Erkenntnis» («Познание»). Избранное / Под ред. О.А. Назаровой, М., «Территория будущего», 2006 г., с. 127.