Животные - изобретатели новых форм поведения по Ж.И. Резниковой

«Как распространяются новые формы поведения в естественных популяциях и какие факторы способствуют, а какие -  препятствуют распространению навыков?

Это один из самых интересных и сложных вопросов, волнующих современных исследователей. Новые данные в этой области могут пролить свет на взаимосвязь между генетическими и «культурными» составляющими в эволюции.

В естественных популяциях особи, принадлежащие к одной и той же демографической фракции (взрослые самки, взрослые самцы, подростки и т. п.) ведут себя, как правило, сходным образом.

Животные обычно консервативны в своём поведении, в том числе и в тех его проявлениях, которые основаны не на врождённых, а на выученных «правилах».

Ярким примером прочно застывшего выученного поведения является описанный Лоренцем (1970) случай с водяными хуторами, которые до конца жизни «перепрыгивали» камень, давно убранный с их пути. Особи, которые делают что-нибудь непривычным для остальных образом, привлекают внимание остальных, но это отнюдь не значит, что им будут с готовностью подражать. Необычное поведение сородича обычно наблюдают издали и держатся подальше.

Однако, если индивидуум достиг существенного успеха, применив, скажем, необычный способ добывания пищи или защиты от опасности, он сам, возможно, будет повторять удачно найденную модель вновь.

Таких животных Б.И. Хотин (1947) называл «изобретателями новых форм поведения». У новаторов могут найтись последователи, ставшие свидетелями того, что новая форма поведения не причиняет сородичу вреда, а напротив, ведёт к успеху. Во многих ситуациях, когда исследователи наблюдали проявление инноваций в группировках животных, это можно было предсказать, исходя из резкого изменения условий среды: сокращения пищевой базы, вынужденных миграций животных и т. п. (McGrew, 1992).

В меняющихся условиях проверяется на прочность широкий спектр адаптации, в том числе поведенческих реакций. Новые формы поведения, носителями которых являются отдельные особи, могут оказаться более адекватными изменившимся условиям, чем видовые стереотипы, пригодные ранее.

Вопрос о том, могут ли отдельные «продвинутые» индивидуумы распространить новые формы поведения в популяции, пока является открытым. Исследованы лишь некоторые аспекты становления поведенческих традиций в популяциях».

Резникова Ж.И., Социальное обучение и адаптивные возможности популяций, в Сб.: Труды конференции «Современные проблемы биологической эволюции», М., «Государственный Дарвиновский музей», 2008 г., с. 245-246.