Домашний демон / дух в Средневековье

«Античная идея домашнего духа была усвоена христианской демонологией через опосредствующую идею власти: демон принимает вид домашнего духа, потому что хочет властвовать над каждой семьей и каждым человеком, как и надо всем миром, утверждает Вейер, - их, демонов, «хитрость и коварство достигло такой степени дерзости, что они захотели, чтобы и учёные, и простой люд признали в них богов; они захотели властвовать над землями, людьми, островами, горами, источниками, местностями (locis), городами, должностями, семьями как их собственные боги и хранители» (Вейер, Об обманах, гл. 5, §2).  

Средние века едва ли знали идею личного демона, хотя долгая, порой десятилетиями длящаяся борьба святого отца с тем или иным демоном приводила к тому, что демон воспринимался уже как нечто вполне домашнее. «Когда наконец отпустишь ты меня? Отступи от меня, ты, что состарился вместе со мной», - говорит «своему» демону некий затворник (Иоанн Мосх. Луг духовный. Сар. XLV. Col. 2899).

Тот же мотив - у Палладия, где святой отец увещевает демона: «Отступи от меня, дьявол, ты состарился в распрях со мной» и т. д. (Палладий. Лавсаик. Cap. XXI. Жизнь аввы Марка. Col. 1119)».   

Махов А.Е., HOSTIS ANTIQUUS: Категории и образы средневековой христианской демонологии. Опыт словаря М., «Intrada», 2006 г., с. 238.