Дьявол – собственный творец или нет? – вопрос, идущий от Тертуллиана…

«Дьявол - творение Бога; но и сам он - в своём роде «творец»: «отец лжи», изобретатель греха […]. В своей гордыне он пожелал быть собственным творцом:

«Думая, что он сам себя сотворил (se semet fecisse putans), что он сам был собственным создателем (suus ipse creator quod fuerit), почувствовал ярость неистовым сердцем, и, отрицая Творца (autoremque negans), сказал: «Последую божественному имени, и воздвигну вечный трон над эфиром...» (Авит Алким. О первородном грехе. Col. 331).  

Приходится признать, что в некоем, разумеется, совершенно отрицательном смысле ему это удалось. Дьявол некоторую - разумеется, худшую! - часть самого себя сотворил сам. Вероятно, первым, кто сформулировал эту мысль, был Тертуллиан.

Он ясно осознал альтернативу: нужно либо признать, что Бог, сотворивший дьявола, - виновник зла; либо признать, что дьявол сам себя «сотворил».

Тертуллиан принимает следующее решение: не правы те, кто «перенаправляет вину на Создателя как творца дьявола, ибо он создал ангельские духи; тот, кого создал Бог, - это ангел..., тот же, кого Бог не создавал - это дьявол, он же обвинитель, он сам себя создал (ipse sese fecerit), отступив от Бога». (Тертуллиан. Против Маркиона. Lib. 2, cap. X. Col. 296-297).  

В том же духе рассуждали и другие раннехристианские богословы: «В той мере, в какой он [падший ангел], есть дьявол, он не является творением Бога « (Ориген. Комментарии на Евангелие от Иоанна. II, 7. PG, 14. Col. 135); дьявол «сам себе виновник и создатель» (Евсевий Памфил. Евангельское приготовление. Lib. VII, cap. XVI. Co. 555).

Так возникает идея о дьяволе как двойственном существе, в котором совмещается сотворенное от Бога и нечто «несотворенное от Бога» - нечто самосотворенное. Правда, эта вторая, самосотворённая часть дьявола, абсолютно призрачна и химерична: псевдотворение, не имеющее места в мироустройстве.

В случае дьявола творение совпадает с падением - творя себя из себя самого, дьявол падает; но падая, он и в самом деле нечто «творит» - хотя это творение оказывается лишь пародией на Божественное creatio».

Махов А.Е., HOSTIS ANTIQUUS: Категории и образы средневековой христианской демонологии. Опыт словаря М., «Intrada», 2006 г., с. 325-326.