Места обитания демонов явно затруднены для проверки…

«Несмотря на свое всеприсутствие, дьявол, согласно средневековым верованиям, проявлял и определенные предпочтения в выборе места обитания. В конце XVI века Пётр Тирский в трактате «Об опасных местах...», обобщая опыт многих столетий, выделяет шесть основных типов мест, облюбованных демонами:

1. «Заброшенные и невозделанные пустынные места».

2. «Места влажные и болотистые (humida et paludosa)». Любопытна наивная мотивировка этого пункта: в Евангелии говорится, что «нечистый дух», выйдя из человека, «ходит по безводным местам, ища покоя», и не находит его (Лк. 11:24), - следовательно, он любит влажные места.

3. «Подземные пещеры (specus subterraneae), прежде всего те, где можно откопать металлы и прочее необходимое человеку; потому и демоны именуются металлическими (daemones metallici dicti)».

4. «Обширные и просторные крепости (arces), или ветхие и полуразрушенные постройки ».

5. «Места, отмеченные человекоубийствами или другими ужасными преступлениями».

6. «Места, где обитают святые и в особенности монахи, которых демоны ненавидят в наибольшей степени»

Пётр Тирский. Об опасных местах и о призраках и явлениях... р. 14-15.

Этот список далеко не полон и не учитывает многих важных для демонологии пространственных ориентиров - в частности, ориентации по сторонам света. Если с Богом ассоциировали юг и восток (области тепла и восхода солнца), то с дьяволом - север и запад (холод и закат)».

Махов А.Е., HOSTIS ANTIQUUS: Категории и образы средневековой христианской демонологии. Опыт словаря М., «Intrada», 2006 г., с. 252.


Характерно, что места обитания демонов, подобно и местам обитания, например, древнегреческих богов, трудно проверяемы…