Искусствоведение и литературоведение
Художественная критикаХудожественная критика
Позиционирование идейПозиционирование научных идей / инноваций
Продвижение творческих личностейПродвижение и PR творческих личностей
X
Искусствоведение и литературоведение
Художественная критикаХудожественная критика
Позиционирование идейПозиционирование научных идей / инноваций
Продвижение творческих личностейПродвижение и PR творческих личностей
X
«…ключевая метафора «Петра Первого» (роман А.Н. Толстого, написанный в ССР в 30-е годы XX века – Прим. И.Л. Викентьева) антихрист, побеждающий старую святость. А царь Пётр должен быть весел и зол: смеющееся над стариной зло - движущая сила истории. […]
Что же занимает место нравственных исканий в «Петре Первом»? Профессиональные искания.
Ищут ли герои романа смысл жизни? Да, в профессиональной области. Цель каждого из «положительных героев» «Петра Первого», как и для «героев» сталинской России, - стать «спецом». Ситуация в романе вполне соответствует ситуации первых пятилеток, красноречиво описанной Г. Федотовым: «Для новых людей смешны такие чувства, как жалость, сочувствие народу, чистота убеждений. Но достижения, но трудовой или художественный рекорд - это то, что заменяет нравственные основы жизни». При этом в романе последовательно дискредитируются все утопические идеи, народные чаяния, мечтательность и духовные порывы, опять-таки в точном соответствии с практикой 30-х годов XX века (Г. Федотов: «...Выбрасывая из школы и из жизни мечтателей-утопистов, Сталин широко распахнул дверь практикам-профессионалам. Все, кто мечтает о личной карьере или увлечены своим специальным делом, легко примиряются с новой фазой диктатуры...»).
Мечтать позволено одному Петру - о тоталитарном «парадизе». А вот, например, кузнец-мечтатель Жемов должен отказаться от своих «бесполезных» мечтаний о летательном аппарате и стать только кузнецом - на службе у государства.
Смысл жизни для героев «Петра Первого» в профессионализме. Почему бояре - лишние? Потому что бездельники («По всем палатам бояре на лавках дремлют. Ску-у-ука..»). Боярам противопоставлены «спецы» - лучшие в своем деле, профессионалы-рекордсмены»: купец Артём Бровкин (самый хитрый и оборотливый), офицер Алексей Бровкин (самый исполнительный), кузнец Жемов (самый искусный), живописец Голиков (самый талантливый).
В петровской России, как её описывает Алексей Толстой, человек - или профессионал, или «пушечное мясо». Поэтому все вокруг Петра должны стать профессионалами: старый боярин Ромодановский - сделаться профессионалом сыска и дознания (самым жестоким), царевна Наталья (самая артистичная) - освоить театральное дело, расплата боярину Буйносову (самому глупому) за безделье - роль профессионального шута.
А профессионал над профессионалами - сам царь Пётр; он потому является одновременно и плотником, и корабельщиком, и артиллеристом, и кузнецом, что профессия царя («отца народов»), по логике романа, есть сумма всех прочих профессий плюс обобщающая все профессии сверхчеловеческая воля.
И ещё, вернёмся к военной сцене третьей книги романа с участием Бровкина и Голикова, где происходит решающее столкновение этики и профессионализма. Солдат (Голиков) осмелился спорить с офицером (Бровкиным), потому что в поисках правды запутался и растерялся. Он задаёт столь неуместный для романа вопрос - о смысле происходящего: «Зачем нас сюда пригнали?»; «Бессмыслица...» В ответ офицер втолковывает ему профессиональный (солдатский) смысл, подкрепляя свои слова ударом в ухо: «Ты - солдат. Сказано - идти в поход, - иди. Сказано умереть - умри. Почему? Потому что так надо». Вот этот удар в ухо и стал переломным для Голикова; только после своевременной затрещины он задумался о своей специализации и начал искать смысл в профессии живописца.
Итак, подведём итог: вопрос о смысле жизни для героев «Петра Первого» не нравственный, а «технический» вопрос; их выбор не между добром и злом, а между полезным и бесполезным.
Свердлов М.И., По ту сторону добра и зла. Алексей Толстой: от Буратино до Петра, М., «Глобулус»; «ЭНАС», 2004 г., с. 78-79.
Постановка проблемы «В чём смысл жизни?» с помощью понятия «переход к надсистеме»