Различные классификации, кроме Классификаций ТЛ
Различные системные уровни (ранги, страты и т.п.), кроме Качественных уровней творчества
КомбинаторикаСтратегия создания инноваций за счёт использования типовых решений и их комбинаций
X
Различные классификации, кроме Классификаций ТЛ
Различные системные уровни (ранги, страты и т.п.), кроме Качественных уровней творчества
КомбинаторикаСтратегия создания инноваций за счёт использования типовых решений и их комбинаций
X
В Ars Magna Раймунд Луллий «…рассматривал мир как созданную Творцом неподвижную, «застывшую» структуру, состоящую из нескольких возвышающихся одна над другой «ступеней»: неодушевлённых тел, растительного и животного мира, мира человека, небес, ангелов и, наконец, Бога.
Он полагал, что Бог постигается не только через Священное писание, но и через Книгу Природы, ибо, изучая все многообразие Божественных творений, мы находим в них «следы» Божества и познаем атрибуты Бога, присутствующие на всех уровнях бытия. Эти атрибуты - «достоинства Бога» (dignitates Dei), как называл их Луллий, составляют религиозную основу «Искусства». Они являются изначальными причинами, из которых непосредственно проистекают четыре элемента-стихии и их комбинации. Идея «Ars Magna» поражает одновременно и своей универсальностью, и своей наивностью. Вкратце речь идёт вот о чём.
В каждой области знаний можно выделить несколько первичных категорий, из которых могут быть образованы все остальные (подобно тому, как система геометрических теорем выводится из ограниченного числа аксиом). Утверждая это, Луллий следовал так называемому средневековому реализму, то есть учению о том, что общие понятия (универсалии) не создаются рассудком, а существуют реально и предваряют существование конкретных понятий и даже единичных вещей. Луллий полагал, что, комбинируя различным образом эти категории, можно добыть все мыслимые знания о мире, открыть действительную связь вещей.
Чтобы облегчить подобные операции, он обозначал первичные категории буквами латинского алфавита, а для получения, комбинаций размещал наборы категорий на двух концентрических кругах, разделенных радиальными линиями на секторы, которые называл камерами. В каждую из них помещалось либо наименование категории, либо «замещающая» её буква. Вращая внутренний круг, легко получить таблицу различных комбинаций - в этом, собственно говоря, и заключается смысл «Искусства»! Круги изготовлялись из пергамена или металла и раскрашивались в яркие цвета, чтобы легче было различать комбинации. Несомненно, эти странные, многоцветные «фигуры» создавали ореол таинственности вокруг учения Луллия, особенно интригуя тех, кто хотел приобрести знания быстрым и легким способом. В книге, написанной после озарения на горе Ранда, содержалось семь «фигур».
Рассмотрим в качестве примера первую из них, которая посвящена Богу. Она обозначена буквой А, помещенной в центр двух концентрических кругов, которые разделены на шестнадцать камер*. В камерах внешнего круга записаны атрибуты Бога, в камерах внутреннего круга буквы, их обозначающие, например, В - bonitas (доброта) С - magnitude (величие), D - aeternitas (вечность), Е - sapienta (мудрость) и так далее. Вращая внутренний круг относительно внешнего, мы получаем 240 комбинаций, каждая из которых сообщает определённые Сведения об «объекте исследования» (те же размещения данных букв по две получаются при попарном соединении камер так, как показано на рисунке). Мы узнаем, что Его доброта велика (ВС) и вечна (CD), мудрость бесконечна (ED), бессмертие истинно (DI) и так далее.
Размышляя над этими комбинациями, можно найти объяснение многим теологическим проблемам, например, ответить на вопрос, противоречит ли Божественное предопределение человеческой судьбы свободе воли, то есть праву человека самостоятельно принимать решения.
Не противоречит, заявляет Луллий, поскольку Бог бесконечно мудр, но и бесконечно справедлив. Он знает обо всех поступках человека в его будущем, однако Он не в состоянии лишить любого грешника права выбрать путь спасения. Раймунд называл такое доказательство par aequiparantium (доказательство с помощью эквивалентных отношений). Вместо того чтобы связать идеи в причинно-следственную цепочку, он возвращался к их общему происхождению. Свободная воля и предопределение следуют из равнозначно необходимых атрибутов Божества, подобно тому, как два прутика вырастают на одной и той же ветви одного и того же дерева».
Полунов Ю.Л., Взыскующие знания, СПб, «Алетея», 2012 г., с. 60-61.