Взаимодействие человека и техники по Л.И. Гумилевскому

«Двадцать лет, посвящённых истории техники и её создателям, приводили меня день за днём к странным выводам, дивившим меня самого. Выводы мои были столь необычны, столь противоположны общему мнению, что если иногда близким людям я и высказывал их, то не только объявлять о них в печати, даже записывать их для себя самого я долгое время не решался. События военных лет, 1941-1945 годов, убеждали, однако, что живая действительность вовсе не так далека от моих странных заключений. Наоборот, я повсюду находил новые и новые  подтверждения моим выводам.

Тогда я решился записать свои мысли в виде учёного мемуара, разделенного на параграфы, предельно лаконичного. Придавая моему сочинению такую необычную для меня форму, я хотел, на всякий случай, скрыть своё авторство или, в крайнем случае, иметь возможность отречься от него.

Рукопись в несколько страничек я соединил с разными газетными вырезками и переплел всё вместе в одну тетрадь, так, чтобы всегда можно было объявить автором какого-нибудь философа типа Шпенглера или Бергсона. Сталин научил нас предусмотрительности. Мемуар мой «О новом начале в мире» состоял из следующих параграфов:

«1. При грубом приближении, достаточном, впрочем, для заключений, можно считать, что развитие техники шло тремя последовательными этапами: первоначально техника заменяла мускульную силу человека и по этому пути пришла к созданию машин-двигателей, сделавших человечество безмерно сильным в работе; затем техника созданием исполнительных механизмов и станков пришла на помощь человеку как производителю предметов пользования, т.е. заменила руки человека, и, идя по этому пути, сделала возможным изготовление всевозможных предметов потребления в любом количестве; наконец, на третьем этапе, автоматика стала заменять человека и как организатора производства, или движения, или наблюдения.

2. При таком положении техники, казалось бы, человек должен был оказаться к нашему времени не только освобождённым от тяжелого физического труда и обеспеченным всеми материальными благами жизни, но и располагающим свободным временем для пользования всеми благами цивилизации, культуры и природы. В действительности весь мир стонет от нищеты, голода, переутомления, непрестанного труда и неустройства во всех областях личной и общественной жизни.

3. Такое противоречие между колоссальными возможностями науки и техники и всеобщей неудовлетворённостью в самых простейших потребностях человека обычно объясняется тем, что техника работает на вооружение, на истребление человека, на разрушение созданных благ во время войны, которые и составляют истинное бедствие мира. Избавление же от этого бедствия возможно только принятием всем человечеством нового социального строя после разрушения старого, при котором войны неизбежны.

4. От христианского и утопического социализма до социализма научного, на протяжении двух тысячелетий, было немало попыток там или тут, тем или иным путём создать новый социальный строй. Все эти попытки, особенно последние - фашизм и национал-социализм - с особенной яркостью доказали, что движение человечества идёт совсем не по пути социальных, моральных, этических или эстетических достижений.

5. Колоссальное движение человечества можно видеть только в непрестанном развитии науки и техники - это, очевидно, и есть основное движение человечества, которому войны, социальные неустройства, голод, бедствия, страдания не только не мешают, но в самой высокой мере способствуют.

6. Мы часто говорим, что человек переделывает природу, пользуясь средствами науки и техники, но правильнее говорить, что «природа сама себя переделывает», пользуясь нервной системой созданного ею человека. Наука и техника не есть нечто чуждое, постороннее природе, отдельное от неё - это есть сама природа, одна из бесконечного множества форм движения материи.

7. История развитая науки и техники делится на два периода: в первый период наука и техника обслуживали человека, во второй - человек стал обслуживать технику. Этот период начинается с того момента, когда большая половина предприятий и производительных сил стала вырабатывать не продукты потребления человека, а продукты потребления техники. В силу известной стереотипности мысли огромное большинство людей и до сих пор убеждено, что техника служит человеку, не замечая того, что давно уже человек служит технике. Рабочий Форда, мчащийся в собственном автомобиле на завод, чтобы выпускать новые автомобили, вероятно, думает, что техника обслуживает его, в действительности, конечно, он со своим автомобилем обслуживает технику.

8. Техника чрезвычайно требовательна, в то время как человек уступчив. Человек может ходить без калош; автомобиль без покрышек не сдвинется с места. Авиационному мотору нужен  высокооктановый бензин; человек может в крайности обходиться без сахара, без жиров, даже без картошки. Поэтому когда становится вопрос о том - употреблять ли картофель на гонку спирта для выработки синтетического каучука на автопокрышки или оставить его для потребления человека - вопрос решается в пользу техники.

9. Наука и техника являются самодовлеющим началом в мире, самостоятельным явлением природы. Я называю его новым началом в мире, исходя из возраста Земли».

Под мемуаром стоит дата: 9 июля 1946 года.

Через четырнадцать лет, приступая к работе над жизнеописанием академика В.И. Вернадского и впервые знакомясь с его сочинениями, я увидел, что мысли мои о новом начале в мире вовсе не были такими странными и страшными, как мне казалось. И Вернадский видел в науке «природное явление», и Вернадский писал много раз о новом начале в мире, которое видел в том, что с «человеком в мир пришла огромная геологическая сила». Об этом основном положении Вернадского гласит и надпись, высеченная на его надмогильном памятнике на Новодевичьем кладбище. Наука и техника являются лишь результатом, следствием деятельности геологической силы, а не самодовлеющим началом, как думал я.

Моё конкретное, образное, художественное мышление вело меня к правильным наблюдениям, но в конечном результате к совершенно иным, нежели у Вернадского, заключениям. Конечное заключение моё изложено во втором мемуаре «О новом начале в мире» с той же датой и в том же переплёте, что и новый».

Гумилевский Л.И. Судьба и жизнь. Воспоминания, М., «Грифон», 2005 г., с. 234-236.