«Тем, кто не знает, как на самом деле мыслили и смотрели на мир древние египтяне, уловить смысл древних ритуалов и их описаний очень сложно. Укажу, к примеру, на то обстоятельство, что понятие личности у древних египтян весьма отличалось от нашего.
Египтяне были «хему» своего царя, то есть его «выражением», «проявлением», его частичкой - точно так же, как многочисленные боги были частями тела породившего их единого бога. (Точнее - среди рабов было 2 категории: порабощённые - «баку» и подвластные - «хему» - Прим. И.Л. Викентьева).
Мир воспринимался как единый, целостный организм, в котором живые, «мёртвые» и боги взаимосвязаны и взаимозависимы. Ещё совсем недавно считалось, что пирамиды (в особенности древнейшие) строились рабами, но современные воззрения на этот вопрос, мягко говоря, несколько иные.
Все эти гигантские постройки возводили свободные граждане, почитая величие фараона как своё собственное. Это была своеобразная трудовая повинность и почётный долг, равномерно распределяемый между всеми гражданами Египта. И не могилу с надгробием они строили, а врата в бессмертие. Это важные моменты, и к ним мы ещё вернемся.
Профессор Марк Ленер из Восточного института Чикагского университета, крупнейший исследователь древнеегипетских строек, доказал, между прочим, что строители пирамид и храмов не нуждались в помощи атлантов и зелёных человечков с Сириуса. Благодаря прогрессивным инженерным решениям жрецов-строителей египтяне смогли обойтись без привлечения иностранной рабочей силы. К бессмертию древние египтяне относились как к чему-то вполне естественному.
А вот смерть считалась временным нарушением мировой гармонии, которое нужно преодолеть. Как Осирис возродился, чтобы восстановить гармонию, так и любой человек, живущий по заповедям добра (библейские заповеди, кстати, повторяют древнеегипетские), возродится и обретет жизнь вечную. Осирис победил смерть с помощью своего сына Гора и супруги Изиды - древней предтечи христианской Богородицы. Этим он показал путь всем остальным. В общем, учение, весьма близкое к христианству, если не считать того, что возникло оно как минимум веков на тридцать раньше. […]
Из чего же, по мнению египтян, состоит человек? В версиях разных периодов истории Египта есть некоторые расхождения, но примерно это выглядит так. У каждого человека есть душа Ка - его двойник.
Обычно Ка живёт в гробнице вместе с телом, но может при желании выходить из неё; Ка не зависит от человека, может свободно передвигаться и жить в любой его оболочке. Ка нуждается в еде и питье, поэтому египтяне следили, чтобы в гробнице было вдоволь подношений. Если еды и питья не было, Ка мог начать бродить по округе и поедать отбросы, запивая их грязной водой, что было недопустимым грехом для семьи умершего.
Душа Ба - жизненная сила человека; сокол с человеческой головой. Ба приписывали способность свободно переходить из материальной формы в духовную и обратно. Когда Ба покидает тело, наступает смерть; когда возвращается к мумии - умерший воскресает для вечной жизни - в Дуате. Именно поэтому и нужно бальзамировать мёртвое тело. Тело - не душа; но после того, как жрецы омоют мёртвое тело водой из Нила, оно станет священным и будет называться Сох.
После изготовления из него мумии это уже стопроцентный Сах, и теперь в него может возвращаться Ба. Рен - имя.
Зная Рен живого человека, можно причинить ему зло. Достаточно написать имя на папирусе и сжечь его. Это наверняка навлечет на носителя имени беду. Умершему Рен необходим, чтобы Ба, прилетев, мог воссоединиться с остальными частями, а может, и по другой причине. На тот случай, если Сах (мумия) как-то пострадает или погибнет, делали каменное изображение человека и писали под ним имя Рен.
Душа Ax - «Сияние». Напоминает собой чистый солнечный луч. Душа Шуит - «Тень». Тесно связана с Ба. Подобно Ка, питается подношениями и передвигается где ей вздумается. Аб - сердце. Связано с душой и является источником животной жизни, а также добра и зла в человеке. Его-то и взвешивают на Суде.
Кху - душа духа; часто упоминается вместе с Ба; некое эфирное существо - может быть, та самая душа, которая не может умереть ни при каких обстоятельствах.
Кху обитает в Сохе. Секхем - сила, бестелесное воплощение жизненной энергии человека. Обитает в раю среди Кху и духов.
Зачем человеку так много душ? Необходимы ли они только для обеспечения индивидуального бессмертия или это связано с холистическим мировосприятием египтян?
Современные учёные не могут дать ясных ответов на подобные вопросы».
Алекс Рон Гонсалес, Бессмертие: как его достичь и как избежать, СПб, «Академия исследований культуры», 2006 г., с. 74-78.