Бессмертие души / сознания – обзор идей античных авторов по И.И. Мечникову [продолжение]

Начало »

 

Заключением этого мировоззрения представляется такая ободряющая идея: «Великая душа должна уметь повиноваться Богу и беспрекословно подчиняться мировому закону. Если она не покидает этой жизни для лучшей и для того, чтобы найти в небесах более блестящее и спокойное жилище, то, по крайней мере, без страданий она вернётся к произведшему её началу и сольётся с общей массой» (стр. 254).

Другими словами, за неимением загробной жизни, которую первобытные верования представляли себе довольно ясно и утешительно, философия не нашла ничего другого, как идею смирения перед неизбежными законами природы, и ограничилась обещаниями туманного возврата к какому-то общему и бесконечному началу. Идея стоиков, особенно в форме, приданной им Сенекой, находят горячего и красноречивого сторонника в Марке Аврелии, «размышления» которого так известны и ценимы всеми. Он часто касается в них задачи смерти,  так и положения, которое человек должен принять относительно неё.

Вот почему его «размышления» имеют для нас особенный интерес. «Смерть, -  говорит Марк Аврелий, - так же как и рождение, - тайна природы. Это одни и те же элементы, с одной стороны соединяющиеся, с другой - разлагающиеся в одни и те же начала. В смерти нет ничего отталкивающего для разумного существа или для плана нашего строения» (книга IV, 5). Эти мысли о смерти проникнуты неуверенностью. «Будь это разъяснение, или разложение на атомы, или уничтожение, это - или потухание, или перемещение» (VII, 32). «Александр Македонский и его погонщик мулов после смерти свелись к одному и тому же: или они вернулись к одному и тому же общему мировому началу, или же оба они рассеялись в атомы» (VI, 24).

Несмотря на свой резко выраженный деизм, Марк Аврелий очень нерешителен в вопросе о бессмертии души. «Если души не уничтожаются, - спрашивает он себя, - как с бесконечных веков вмещает их воздух?» (IV, 21). «Помни, - говорит он в другом месте своих размышлений, - твоё существо, это слабый состав, должно когда-нибудь распасться; это слабое жизненное начало должно погаснуть или перейти в другую область и получить своё назначение в другом месте» (VIII, 24). Легко понять, что при такой неуверенности становится невозможным утешаться перспективой будущей жизни. Поэтому надо найти нечто другое взамен этого верования, так долго удовлетворявшего бедное человечество.

Марк Аврелий старается бороться со страхом смерти следующим размышлением: «Бояться смерти значит бояться или вовсе перестать чувствовать, или чувствовать иначе. Но если ты лишён чувствования, то не будешь ощущать ничего дурного; если же ты будешь чувствовать иначе, то будешь другим существом  и не  перестанешь  жить» (VIII, 58). Но, чувствуя, вероятно, что такая аргументация слишком недоказательна, Марк Аврелий старается связать задачу смерти с общими началами человеческого поведения. ...Марк Аврелий, подобно многим философам древности, высказывал мысль, что человек должен жить сообразно законам человеческой природы. Он развивает это положение во многих местах своих размышлении. «Смоковница делает то, что должна делать смоковница, собака, что присуще собаке, пчела - присущее пчеле, и человек - присущее человеку» (X, 8). Ещё определеннее высказывает он эту мысль в следующих выражениях: «Надо жить сообразно своей природе» (VII, 56). «Никто не мешает тебе жить согласно закону природы; с тобой случится ничего противного общему мировому закону» (VI, 58). «Пока рука выполняет деятельность руки, а нога - деятельность ноги, это не есть противоестественный труд для них. То же самое для человека: деятельность его не противоестественна, пока она выполняет только человеческую деятельность. А если она не противоестественна, то также и не вредна ему» (XII, 33). Проникнутый этим принципом, Марк Аврелий применяет его к смерти. Так как она - естественное явление, то её надо принимать безропотно. Природа создала связь и она же порвала её. «Она порвала её? Так простимся, как прощаемся, когда оставляем друзей, но не раздирая своего сердца, не дожидаясь, чтобы нас увлекли силой. Это также одна из вещей, сообразных с природою» (X, 36).

По Марку Аврелию, «философия состоит в том, чтобы ждать смерти со спокойствием и видеть в ней одно разложение элементов, из которых состоит каждое существо. Если сами элементы не ощущают никакого зла от своего вечного превращения одного в другое, зачем же с грустью смотреть на всеобщее изменение и разложение? Это сообразно природе. Ничто же не дурно, что сообразно природе» (II, 17). Так как смерть - явление, согласное с природой, то остается только преклониться перед нею. «Не презирай смерти, - говорит Марк Аврелий - но принимай её со смирением, как одно из явлений, свойственных природе. Что такое переход от детства к молодости, и старость, и рост, и зрелость человека? Что такое рост зубов, бороды и седых волос? Что такое зачатие, беременность, рождение и всякая другая деятельность природы, проявляющаяся в различные периоды жизни? Сила, которая обусловит наше разложение, ничем не отличается от всего этого. Поэтому свойство мудрого заключается в том, чтобы не обнаружить относительно смерти ни страха, ни отвращения, ни презрения, но ждать её как одну из функций природы» (IX, 3). Итак, от этой философии остаётся в конце концов одно: смирение. Со смертью надо примиряться не только, когда она приходит в конце продолжительной жизни, но и тогда, когда она настигает нас в какой бы то ни было момент существования. «Тот, кто умирает, достигнув последних пределов жизни, - говорит Марк Аврелий, - не имеет преимуществ перед преждевременно умирающим» (IX, 33). «Безразлично, наблюдать ли окружающее в течение ста лет или трёх».


Мечников И.И., Этюды о природе человека / Пессимизм и оптимизм, М., «Советская Россия», 1989 г., с. 318-329.