«Глава IX. Почему разрешено мужу иметь много жён, в то время как женщине никогда не позволено иметь много мужей. Природа стремится к единству первоначал.
Если Богу, который является нашим отцом, нравилось бы такое большое количество жён у наших праотцов только потому, что последних мучило более обильное желание, тогда даже и святые женщины, притом каждая из них, принадлежали бы многим мужчинам. Если какая-нибудь из них делала бы это, то что, кроме разнузданности похоти, побуждало бы её к тому, чтобы иметь много мужчин, ведь из-за этой своей распутности она не имеет большего числа сыновей?
Однако то самое, первое, по божественной воле созданное брачное соединение супругов в достаточной мере свидетельствует, что к благу супружества больше относится связь не одного мужчины и многих женщин, но одного и одной, дабы супружество проистекало оттуда, где можно опереться на наиболее благопристойный пример. По мере же продолжения человеческого рода благие женщины вступают в интимную близость с благими мужчинами, причём много женщин с одним мужчиной. Но очевидно, что в первом случае, то есть когда соединяются один мужчина и одна женщина, их союз может достичь высокой степени достоинства, если в нём воцарится умеренность, во втором же случае, то есть когда один мужчина обладает многими женщинами, природа допускает это лишь ради обильного деторождения.
К тому же более естественным представляется господство одного над многими, нежели многих над одним. И невозможно сомневаться, что, согласно естественному порядку, мужчины лучше господствуют над женщинами, чем женщины над мужчинами. Апостол, соблюдая это, говорит: «Глава жене - муж» (I Кор. 11:3); и «Жены, повинуйтесь мужьям вашим» (Кол. 3:18); и апостол Пётр: «Так, Сара, - говорит, - повиновалась Аврааму, называя его господином» (I Пётр. 3:6).
Это позволено, так как природа любит единственность повелителей, множественность же мы скорее увидим в подчинённых; однако много женщин никогда не сочетались бы законно браком с одним мужем, если бы от этого не рождалось много сыновей».
Августин Аврелий, О супружестве и похоти, цитируется по книге: Репина Л.П., Женщины и мужчины в истории: новая картина европейского прошлого. Очерки. Хрестоматия, М., «Российская политическая энциклопедия», 2002 г., с. 163-164.