Виртуальные персонажи, традиционные символы и метафоры творческой деятельности…
X
Виртуальные персонажи, традиционные символы и метафоры творческой деятельности…
X
«Соглашаясь с мыслью, что «подвиг есть и в сраженьи, подвиг есть и в борьбе; высший подвиг в терпеньи, любви и мольбе» (А.С. Хомяков), индивид и социальный субъект зачастую не способны безоговорочно понять и принять особость свойств героической личности.
1. Готовность выйти за собственные пределы в своем стремлении освободить других, отсоединиться от самого себя, отказаться от самого себя в физическом и духовном плане. По словам В.Г. Белинского, «о человеке можно безошибочно судить, только смотря по тому, как он действовал и каким он являлся в критические моменты, когда на весах судьбы лежала его и жизнь, и честь, и счастье. И чем выше человек, тем история его грандиознее, критические моменты ужаснее, а выход из них торжественнее и поразительнее».
2. Умение принять позицию «другого», не ограничиваясь собственной точкой зрения (что не значит искать себя в «другом» или постигать «другого», но значит соединить позиции в согласии с «другими»). Действительно, герой во многом «живёт своими мыслями и чужими чувствами». (Л.Н. Толстой).
3. Способность взять на себя ответственность за судьбу «других», «заболеть» ими, «не поддаваться готовым воззрениям и системам, а самому создавать свои взгляды и выводы». (Н.А. Добролюбов).
4. Стремление отдать живительную силу личного порыва, заключающегося не в материальных притязаниях, не в устремлении к смерти, а в безвозмездной самоотдаче, рождающего прощение и доверие. «Герой -это человек, который в решительный момент делает то, что нужно делать в интересах человеческого общества» (Юлиус Фучек).
5. Личностная верность, преданность любви и дружбе, не имеющая ничего общего ни с устойчивостью, ни с единообразием. Ведь и герою тоже «жизнь дается один раз, и хочется прожить её бодро, осмысленно, красиво. Хочется играть видную, самостоятельную, благородную роль, хочется делать историю, чтобы те же поколения не имели права сказать: то было ничтожество, или ещё хуже того» (А.П. Чехов).
В своём восприятии героизма современный человек постоянно сталкивается с некими внутренними препятствиями (иронией, цинизмом, неверием в чужое благородство и пр.), задающими определённую тональность (актуальную или отсроченную) восприятия феномена. В том смысле очень схожи, например, восприятие и отношение к феноменам героизма и патриотизма. Поэтому одна из задач нашего исследования выявить социодинамику рассматриваемого феномена во взаимодействии и с такими феноменами, как патриотизмом, терроризмом и пр. […]
При этом различные источники акцентируют два ключевых момента:
а) общественную значимость героического поступка и
б) исключительные личные качества героя.
Поднятый Нельсоном перед Трафальгарской битвой флажковый сигнал гласил просто: «Англия ждёт, что каждый выполнит свой долг». Эпитафия павших под Фермопилами: «Путник, пойди, возвести нашим гражданам в Лакедемоне, что, их заветы блюдя, здесь мы костьми легли».
Во все времена героизм предполагает - дисциплину, служение, верность, послушание, самопожертвование».
Суравнева И.М., Фёдоров В.В., Феномен героизма, М., Издательство ЛКИ, 2008 г., с. 9-10.