Деградация общества
Деградация обычных людейДеградация обычных (нетворческих) людей
X
Деградация общества
Деградация обычных людейДеградация обычных (нетворческих) людей
X
Шарль Фурье составил список типовых порочных действий, ведущих к разрушению общего (общественного) блага:
«Так же как я это делал для различных разрядов характерных особенностей, добавляю здесь, по особенностям разрушительным возвратным, перечень из двенадцати не определённых. Было бы бесполезно давать более распространённые списки, потому что каждая из характерных особенностей нуждается в параграфе или главе для определения:
1. Весёлые вакханалии.
2. Периодические излишества народа.
3. Перерывы для отдыха, празднества и вакации.
4. Нищенство по расчёту.
5. Тайное многобрачие.
6. Публичная и тайная проституция.
7. Гаремы, где они терпимы.
8. Подкидывание детей, если оно терпимо.
9. Лотереи и монополии порока.
10. Борьба без причины: объедалы и пожиратели.
11. Ярмо предрассудков, сброшенное высшим классом.
12. Облагораживание королевского домашнего обслуживания.
Бездеятельность знати.
Без пояснения совсем не поймут, в каком смысле каждая из этих характерных особенностей относится к роду, называемому разрушительным возвратным; я дам сейчас лёгкое представление только о трёх.
1°. Весёлые вакханалии. Откуда возникает эта склонность народа причинять ущерб, предаваться бесчинству в увеселениях? Особенно дети подвержены этой болезненной склонности к разрушению, когда развеселятся. Юношеский возраст в среде богатого класса отдаётся тем же сумасбродствам: почти никогда не увидишь, чтобы трапеза провансальцев или лангедокцев кончилась без битья посуды (если это происходит в свободном помещении, у трактирщика). Это действие страсти являет собой взлёт дружбы, ведущий к тому, что противоположно цели, ибо первая цель страстей - роскошь; ну, а это бесполезное опустошение производит только обеднение; это - усилие подавленной страсти, которая вызывает неистовое извержение и идёт к своей цели, воодушевлению, путями зла за недостатком возможности утолить свой кабалистический порыв в привлекательном труде, которую находили бы на каждом шагу в механизме серий по страсти.
2°. Периодические излишества народа - такие, как воскресные и карнавальные кутежи, где истребляют плод своих трудов: значит, он изрядно несчастлив в остальные дни! Разве мы видим, чтобы богатый класс предавался этим излишествам? Нет, потому что он имеет каждый день изобилие, тень которого народ ищет в своих разорительных сумасбродствах воскресенья и понедельника.
3°. Перерывы для отдыха, празднества и вакации. Очевидно, людям порядком стало скучно в дни и часы работы, если у них есть потребность ничего не делать, чтобы быть счастливыми!
Гармонийцы (то есть, граждане проектируемого Шарлем Фурье общества – Прим. И.Л. Викентьева) не будут знать, что такое перерыв для отдыха, а между тем они будут работать гораздо больше нас, но в силу притяжения. Трудовые сеансы будут для них тем, чем является наплыв празднеств для парижских сибаритов, которые бывают в затруднении лишь от выбора зрелищ, празднеств, балов, любовниц и т. д.
Таковы три порочных действия, где дружеский порыв, чрезмерное влечение к беспечности и коллективной радости, идёт к своей цели непроизводительными или вредными путями».
Шарль Фурье, Новый хозяйственный и социетарный мир / Избранные сочинения в 4-х томах, Том 4, М., Изд-во Академии наук СССР», 1954 г., с. 176-179.