Искусствоведение и литературоведение
Создание НЕтехнических инновацийСоздание НЕтехнических инноваций
Внедрение инновацийВнедрений инноваций
X
Искусствоведение и литературоведение
Создание НЕтехнических инновацийСоздание НЕтехнических инноваций
Внедрение инновацийВнедрений инноваций
X
«Испанская живопись представляет собой своего рода модификацию (созданную в Испании самими испанцами) явления гораздо более обширного и самодостаточного - итальянской живописи.
Определив положение дел таким образом, мы достигнем некоторой ясности. Итальянская живопись - это громадное культурное пространство со своим центром и своей провинцией, где действуют чёткие законы, присущие любому культурному пространству.
Первый закон гласит: формы и принципы, которые доминируют в этой зоне, созданы, изобретены и поддерживаются, в существенной своей части, в центре этого ареала, откуда они медленно распространяют своё влияние на все более обширные территории, достигая периферии, которая из-за своей удаленности становится частью этого пространства с большим опозданием.
Второй закон - следующий: развитие основных начал данного культурного пространства в сочетании с территориальной экспансией ведет к тому, что наиболее современные формы, другими словами, новейшие стили рождаются не в центре, а на периферии.
Сомневаюсь, что существуют какие-либо значительные явления человеческой деятельности, где не действовали бы эти два закона. Они, без сомнения, проясняют суть этого феномена (в изолированном виде он не поддаётся объяснению): внезапного появления и неожиданного исчезновения того, что обычно именуется «испанской живописью». Необычное явление перестаёт быть таковым и превращается в частный случай общего закона. У итальянской живописи есть свой последний час, и этот последний час, несомненно, испанский. Итальянская живопись рождается с Джотто и славно гибнет с Веласкесом».
Хосе Ортега-и-Гассет, Введение в Веласкеса / Веласкес. Гойя, М., «Республика», 1997 г., с. 124.