Павловская сессия – как идеологический контроль над учеными по И.В. Сталину

Это была совместная сессия Академии наук СССР и Академии медицинских наук СССР, а через год - объединенное заседание расширенного президиума Академии медицинских наук СССР и Пленума правления Всесоюзного общества невропатологов и психиатров.

Фактическая цель мероприятий - идеологический контроль над учёными. Декларируемая цель - борьба с влиянием Запада на советскую науку.

«Думаю, что Сталина устраивала в учении Павлова формула «стимул - реакция», позволяющая рассматривать человека как простой автомат, поведением которого можно легко управлять. Если бы Сталин не считал, что павловское учение даёт возможность научно обосновать ту рабскую психологию, которая была ему необходима, никакой Павловской сессии не состоялось бы. Конечно, сам Павлов не понимал, что его учение может быть использовано в политических целях. Но сам Павлов не нужен был Сталину. Я бывал на так называемых павловских средах, и мне известно, что свои лекции в Военно-медицинской академии Павлов начинал не с физиологических, а с общих вопросов, имеющих прямое отношение к политике...»

Аршавский М.А., О сессии «двух академий», в Сб.: Репрессированная наука / Под ред. М.Г. Ярошевского, Выпуск II, СПб, «Наука», 1994 г., с. 239.

 

Сталин, «… в отличие от языкознания, в котором он, согласно известной песне, «понимал толк», в физиологии со своими конкретными соображениями он выступать не стал. Здесь он ограничился установками, выражавшими присущий ему стереотипный стиль мышления. Прежде всего, утверждалось, что существует только одно правильное учение, а именно - павловское, что оно, будучи создано русским учёным, противостоит всей западной науке, которая находится под влиянием враждебной нам идеологии, что у этого учения имеются противники, которых следует разоблачить, добившись от них «показаний», содержавших признание ложности своих позиций. Не принимая непосредственного участия в сессии двух академий, Сталин проконтролировал документы, задавшие тон последующим выступлениям. Об этом, конечно, было известно участникам объединенной сессии Академии наук СССР и Академии медицинских наук СССР, состоявшейся 28. июня - 4 июля 1950 г. Мрачный отсвет других «дискуссий» и идеологических проработок лежал и на этой сессии. […] Главным «обвиняемым» стал, как это и было задумано Сталиным за год до сессии: академик Леон Абгарович Орбели. Ему бездоказательно вменялись в вину не только научные просчёты. Г. Александров, речь которого, как мне помнится, произвела на нас, молодых научных работников, наиболее тягостное впечатление, поставил его в один ряд с теми, кто «подрывает дело борьбы за свержение капитализма». (Именно так записано в стенограмме). Если не ошибаюсь, он первый произнёс слово «антипавловец», которое быстро было пущено в оборот и звучало столь же угрожающе как «антимичуринец», со всеми вытекающими последствиями.

Другим оборотом (за который, конечно, сам Павлов никакой ответственности нести не может) стало выражение «павловская физиология». Затем последовали: «павловская психология», «павловская медицина», «павловская биохимия» (так переименовал биохимию академик В.А. Энгельгардт).

Шабаш вокруг имени Павлова достиг апогея. Но за этим не стояло никакой реальной научной программы. Требовалось присягнуть на верность Павлову, поскольку этого требовал Сталин. Присягавшим могло казаться, что, тем самым, они поддерживают честь отечественной науки, великим представителем которой был Павлов. В действительности они предавали его дело, те высшие нравственные и научные ценности, которым он беззаветно служил».

Ярошевский М.Г.,  Как предали Ивана Павлова, в Сб.: Репрессированная наука / Под ред. М.Г. Ярошевского, Выпуск II, СПб, «Наука», 1994 г., с. 79 .

 

Результатом подобных сессий явилось то, что было прервано нормальное развитие (естественное) генетики, физиологии, психологии, психиатрии…