Результаты, достижения творческой личности
История выявления и создания отчуждаемых от Автора приёмов и алгоритмов творчества.
Создание методик креативаСоздание методик креатива (творчества)
X
Результаты, достижения творческой личности
История выявления и создания отчуждаемых от Автора приёмов и алгоритмов творчества.
Создание методик креативаСоздание методик креатива (творчества)
X
Пояснение: термин «Большая Неожиданность» был использован в малоизвестной работе Г.С. Альтшуллера, «Как излагать новое в ТРИЗ», посвященной оценке новых методологических, методических и научных результатов, цитируем:
«При изложении новых разработок по ТРИЗ необходимо придерживаться определённой последовательности и полноты раскрытия вопроса. При выработке формы изложения следует учесть следующие соображения:
1. Прежде всего, надо ответить на вопрос: «Что было в данной области до ТРИЗ?»
2. Что было в ТРИЗ по этой теме до данной работы?
3. Группа вопросов: «Кому предназначена данная конкретная статья? Её цель? Какой новый материал привлечён для разработки? Методика работы?
4. Что установили авторы? Что предлагают?
То есть, что стоит после слова «отличающийся» в данной разработке? Точное определение того, что уже есть в ТРИЗ, на первый взгляд уменьшает глобальность того, что сделано авторами любой новой работы. В общем, действительно, «блеснуть без ничего» становится труднее. Но зато открывается нечто намного более ценное: возможность докопаться до глубинных тенденций в развитии ТРИЗ и «оседлать» эти тенденции.
5. Допустим, есть новизна идеи. А как с осуществимостью? Иными словами: что представляет собой статья - информацию о догадке или руководство к практическому действию? Если речь идет о действиях, подготовлены ли они инструментально?
6. Необходимо привести пример, когда нетризные методы не справляются с задачей. Тризные методы (известные ранее) тоже не справляются, а новая разработка блистательно делает дело.
7. Необходимо провести методологический самоанализ. Это, наверное, самая интересная группа вопросов:
Получена ли Большая Неожиданность? В чём она состоит? Благодаря чему она получена? Можно ли применить Большую Неожиданность за пределами данной технической системы? Действенна ли Большая Неожиданность за пределами техники? и т.д.
Эти соображения следует рассматривать как предварительные, однако важность данного вопроса несомненна и требует скорейшего решения».
Альтшуллер Г.С., Как излагать новое в ТРИЗ, Теория и практика обучения техническому творчеству: Тезисы докладов научно-практической конференции, 21-27 мая 1988 г., Челябинск, 1988 г., с. 79-80.
Методика оценки методик И.Л. Викентьева