Особый спрос с талантливых школьников по Г.Ю. Гусарской

«Приходят студенты. Шумные, тихие, деловитые, рассеянные, робкие, самоуверенные - всякие. И вы пока не знаете их. Вам не угадать, что из кого выйдет. На первом курсе это единая масса. И есть задача: всех их выучить, вывести в люди». (Ну, разумеется, кроме явного «брака» - неучей, лодырей, которые по недоразумению попали в вуз.) Это главная задача: подготовить тысячи специалистов.

Есть и вторая задача, тоже главная: выделить немногих из них, которые пойдут в науку. Найти эти таланты, уловить, воспитать... Как это делается?

Тут сразу необходимо уточнение: речь идёт о людях, способных именно к этому роду деятельности. Потому что талантлив бывает и сталевар, и садовник, и столяр. А людей, лишённых всякого таланта, мало. Может быть, их нет вообще. Есть люди, не нашедшие себя. (Напомню: старорусское «талан» - это удача, доля, а слово «бесталанный» имеет и второй смысл - обездоленный.) Пошёл человек в науку, стал бездумным исполнителем чужих затей, а в нём погиб, быть может, великий кулинар или кузнец, который блоху бы подковал... Я собираюсь говорить о поиске научных талантов.

Нет на свете бездарных народов. И зависит все от того, с каким размахом и старанием собирается урожай талантов, зреющих в народе. Широчайшее поле отбора - вот основа наших успехов. Как же он осуществляется на практике, этот отбор? Всюду ли и всегда мы действуем безошибочно? Какова, так сказать, методика уловления талантов?

В Казанском университете заметили странную закономерность: самые способные  студенты-математики приходили из одной и той же школы. Приходили ежегодно, да не по одному, а по двое, по трое, и оставались в аспирантуре, защищали диссертации. Я даже стал постепенно привыкать к тому, что повсюду, на всех кафедрах, встречаю этих людей. Рассказывают мне об интересном алгебраисте Альберте Сульдине: он кандидат наук, доцент. «Местный?» - спрашиваю. «Да, окончил нашу вторую школу. Прихожу в вычислительный центр университета, его возглавляет доцент Раис Бухараев, - и он из этой школы. «Вы, случайно, не из второй?» - спрашиваю уже сам у доцента-физика Максута Зарипова. Он удивлён: «А вы откуда знаете?» Через день задаю тот же вопрос талантливому радиофизику Владимиру Сидорову, он улыбается в ответ: «Конечно, из второй!»

Разумеется, учитель. Один умный учитель математики, и ничего больше. «Все мы вышли от Гусарской», - объяснили мне молодые доценты. Им повезло в жизни: их учила Галина Юлиановна Гусарская.

Она «странно» учила детей. Откровенно разбивала класс на три категории: эти - слабые, математиками не станут, эти способные, могут при старании дорасти до отличников, а эти - талантливые, с них спрос особый.

И она не таила своих оценок от ребят. «Слабым» говорила, что их талант лежит, видимо, где-то в другой области, и они будут великими филологами или ботаниками. «Но математику вы у меня знать будете!» - добавляла она. И они, бедняги, парились над задачками и не вылезали из троек, но когда разгневанные родители забирали их из «этой ужасной» школы, вдруг оказывались отличниками. «Способным» она давала задачи посложней. А «таланты» вовсе не решали школьных задач, им она закатывала контрольные, над которыми впору было бы задуматься студентам.

Весь класс был загружен до предела, все тянулись из последних сил. Потому что Гусарская была справедлива и спрашивала всех... по-разному: слабых - помягче, сильных - построже. От каждого по способностям - таков был принцип. И потому «таланты», которые запросто могли бы щелкать примеры из учебника, тоже изведали у неё пятибалльную систему во всей её глубине. Десять математиков и физиков-теоретиков, вышедших от Гусарской, работают сейчас в Казанском университете. Десять умных, интересных учёных...»

Аграновский А.А., Письма из Казанского университета. Поиск талантов / Избранное в 2-х томах, Том 1, М., «Известия», 1987 г., с. 29-30.