«Учёный важнее царя Израиля, потому что если учёный умрёт,
некому будет его заменить, а если умрёт царь,
то весь Израиль может его заменить…»
Талмуд
«Отношение евреев к образованию - тема особая. Их стремление к знаниям, образованию, учёности - едва ли не самое веское свидетельство в пользу признания за евреями всего мира достаточно высокой трудовой этики. У всех народов предполагалось знание законов, однако, у одних лишь евреев издавна существовало предписание регулярно изучать и разъяснять публично пункт за пунктом книгу законов.
Высокая оценка образования имеет для иудаизма троякое значение: во-первых, знание есть высочайшее и чистейшее блаженство, которого человек может достигнуть уже в этом мире; во-вторых, учение - источник твёрдых знаний, цельного образа мыслей; и в-третьих, учение представляет собой занятие сугубо нравственное.
Причём, иудаизм рассматривает учение, знание не только с точки зрения нравственного долга, но и долга религиозного. Как говорится в последней книге Торы - Второзаконие - родителям вменяется в обязанность: «И повторяй их (заповеди) сынам своим, и произноси их, сидя в доме своём, и идя дорогою, и ложась и вставая. И повяжи их как знак на руку свою, и будут они знаками между глазами твоими. И напиши их на косяках дома своего и на воротах своих» (Второзаконие: 6,7-9).
Во многом вследствие этого библейского установления еврейское право две тысячи лет назад запретило родителям жить в местах, где нет школ. Талмудическое право свидетельствует, что на одного учителя не должно приходиться более 25 учеников; если же класс больше - следует нанять ещё одного учителя.
Что же касается бедных, то их надлежит обучать бесплатно.
Талмуд предписывает отцу обучать своего сына ремеслу. Важнейшей обязанностью отца является дать сыну образование. В XIII веке монах, ученик видного христианского теолога Абеляра, писал, что «еврей, даже бедный, у которого десять сыновей, всех учит грамоте и не только сыновей, но и дочерей, и не для выгоды, а для познания закона Божия». Следует заметить, что еврейское образование не ограничивалось только детьми. Обучались и взрослые».
Лапицкий М.И., Труд и бизнес в зеркале религий, М., «Новый век», 1998 г., с. 69.