В начале XIX века в России «Написать книгу, чтобы заработать - такое и в голову не могло прийти. Лишь Пушкин вправе был сказать: «...Пишу я ещё только под своенравным влиянием вдохновения, но стихи написаны, я смотрю на них, как на товар».
И ещё раньше - Вяземскому: «Должно смотреть на поэзию, с позволения сказать, как на ремесло... На конченную свою поэму я смотрю, как сапожник на пару своих сапог: продаю с барышом». И - брату: «Я пел, как булочник печёт, портной шьёт... за деньги, за деньги, за деньги».
Брать наличными за свои книги в дворянской среде считалось зазорным - это значило «торговать вдохновением».
Пушкин пренебрёг этим барским предрассудком. Появление первого великого русского поэта совпало с нарождением в России условий, при которых литература неизбежно становилась ремеслом, дающим доходы, а издание книг - особым видом предпринимательской деятельности. Рождение этой эпохи Пушкин выразил в стихах:
Не продаётся вдохновенье,
Но можно рукопись продать.
Баснословный успех «Бахчисарайского фонтана» и сумма, за него вырученная, заставили многих по-иному взглянуть на литературный труд. Рукописи поднялись в цене.
Ещё в 1820 году Пушкин отдал «навсегда» рукопись первого сборника своих стихов приятелю Никите Всеволожскому в погашение карточного долга. Долг составлял тысячу рублей. Это само по себе уже было событием: до сих пор как-то и в голову не приходило, что стихи представляют какую-то реальную ценность.
Но пять лет спустя Пушкин выкупил рукопись, возвратив Всеволожскому тысячу рублей, и тут же издал её, получив восемь тысяч».
Ваксберг А.И., Не продаётся вдохновенье, М., «Книга», 1990 г., с. 17.