Сравнение театральных систем по С.Ю. Юрскому

«Четыре сферы взаимодействуют в человеке: интеллектуальная и её энергия - мысль, телесная и, по волевому приказу, её энергия - действие, жест, эмоциональная сфера и её энергия - чувство, наконец, душевная сфера и её энергия - интуиция.

В какой-то мере все четыре сферы учитываются в любой театральной системе. Разница определяется тем, как расставлены акценты.

У Станиславского главная линия натяжения между телесной и эмоциональной сферами: от физического действия к пробуждению живого чувства.

Мейерхольд - гипертрофия возможностей тела, всё остальное в буйной смеси отдано режиссёру - автору спектакля.

Брехт - нарочитое приглушение эмоций. Усиление рационального начала в артисте.

Чехов - в своей системе упражнений и приёмов активно использует три первые сферы, но единственную цель видит в пробуждении энергии души. Он говорит: «При выполнении любого физического упражнения нужно прежде всего иметь в виду... психологический его аспект», он говорит о «мыслящем сердце». Но цель... цель всегда «...духовный элемент, или, точнее... искры от пламени, лучи, идущие от нашего высшего, сияющего духовного начала».

Слишком смело, может быть, проводить резкие грани между творческими устремлениями гениев, а потому подчеркнём ещё раз: конечно же, все четыре сферы учитываются и - в лучших творениях - проявляются у каждого из них. Но выбор приоритетов в ежедневной работе крайне важен. В нём индивидуальность каждого и... путь следования для учеников и адептов. Можно выбирать...

Я выбрал Чехова. Это случилось где-то на середине пути, примерно после пятнадцати лет работы на сцене. Впрочем, только тогда, в конце 60-х, и стала возникать из небытия фигура  полузапрещённого актёра-эмигранта, одного из пророков современного театра».

Юрский С.Ю., Попытка думать, М., «Вагриус», 2003 г., с. 139-140.

 

Сравнение театральных систем К.С. Станиславского и М.А. Чехова по С.Ю. Юрскому