Миссия изобретателей-одиночек и развитие ракетной техники на примере Германа Оберта [продолжение]

Начало » 

 

После того как проработаны основы конструкции будущей космической ракеты, наступает этап реализации. И здесь все пионеры космонавтики сталкиваются с одной и той же трудностью: никто не собирается финансировать такого рода работы. С другой стороны, и у самих авторов в процессе продумывания конструкции будущей ракеты и соответствующих расчетов возникли вопросы, требующие экспериментальной проверки. Часто эти вопросы можно решить на упрощённых и малых моделях ракет.

Обращение к упрощённым и малым ракетам в значительной части снимает и проблему финансирования работ: здесь вполне достаточны суммы, которые могут предоставить отдельные или заинтересованные фирмы (как это было с киностудией УФА у Оберта), или фонды (как это было у Годдарда), или общественные организации (например, Осоавиахим в начале работ Ф.А. Цандера и С.П. Королёва). Малые и упрощённые ракеты или ракетные двигатели не требуют для своей реализации больших конструкторских и производственных коллективов. Достаточно работать небольшими группами, которые собираются вокруг пионеров космонавтики.

Последние уже опираются на существование (пусть пока на бумаге) технического решения проблемы космического полета, и это способно воодушевить многих энтузиастов - теперь они видят, что великая идея обоснована не только математически, но и технически, а следовательно, настало время решать её практически. Именно такой путь проделывает рождающаяся космонавтика всюду, где возникли соответствующие возможности. В Америке работает Годдард с небольшой группой сотрудников над своими малыми ракетами, в Германии начинает свои работы Оберт, которые приводят в конце концов к десяткам пусков малых ракет на берлинском «ракетодроме», в СССР вокруг Ф.А. Цандера собираются энтузиасты, запустившие малые ракеты ГИРД-09 и ГИРД-Х.

Пусть результаты всех этих пусков более чем скромны, они, тем не менее сыграли выдающуюся роль в становлении ракетно-космической техники. И дело вовсе не в том, что на этих пусках удалось решить какие-то проблемы ракетной техники. Дело много серьёзнее. Эти пуски показали, что ракеты, использующие жидкое топливо, способны летать. И этот факт привлёк внимание влиятельных и обладающих большими финансовыми возможностями заказчиков - военных ведомств. Выше уже обсуждалась проблема постепенного движения к космическому будущему через этап боевых ракет, что позволяет эту сторону вопроса повторно не обсуждать. Вопрос, который здесь уместно обсудить, сводится к проблеме изменения организации работ при переходе пусков малых ракет силами немногочисленных энтузиастов к систематическими трудоёмким работам по «настоящим» ракетам, сначала боевым, а потом и космическим ракетам-носителям и космическим аппаратам.

Рассмотрение этой задачи и позволит получить ответ на поставленный в начале главы вопрос: почему фон Брауну, а не Оберту выпала честь осуществления пилотируемого полёта на Луну? Современная ракетно-космическая система представляет собою очень сложную совокупность самых разнообразных устройств. Это касается самой ракеты (двигатели различных типов с их сложной автоматикой; собственно ракета с топливными баками, системами опорожнения баков и автоматикой разделения ступеней; система управления движением ракеты; радиосистемы - командная радиолиния и система телеметрии; система бортовой энергетики и т.п.), это же касается и наземных служб (станции наблюдения за полётом ракеты с командной радиолинией и станциями приёма телеметрической информации; стартовый комплекс с его системами доставки, установки и заправки ракеты топливом; технический комплекс, где идёт окончательная сборка и испытания ракеты-носителя и космического аппарата и т.п.)». 

Раушенбах Б.В., Пристрастие, М., «Аграф», 2000 г., с. 182, 188 и 313-316.