«… нужен ли отдельный успех каждой такой маленькой части балета? Разве эти «успехи» не разрушают целого?
Разве закон единства, обязательный для всех искусств, не обязателен для балета? Аплодисменты и особенно поклоны среди действия, несомненно, вредят цельности впечатления от спектакля. Но гораздо больший вред наносится искусству тем, что делают артисты в погоне за этими аплодисментами и поклонами. Самоё искусство меняется, искажается. Забыты поэзия, драматическое, лирическое содержание спектакля. Артисты не чувствуют своих ролей, не чувствуют отношений между действующими лицами, но всё время чувствуют партер, галерею.
Говорят о необходимом контакте с публикой.
Может быть очень различный контакт.
Когда у зрителя навёртываются слёзы, пробегает мороз по коже или когда он краснеет, пылает и едва может усидеть на месте от переживаний в театре... это - контакт, это высшее достижение артиста. Это - счастье артиста. Он его чувствует по «мёртвой» тишине, по затаённому дыханию потому что никто ему не мешает, никто не врывается в его творчество.
Но есть другой «контакт»: когда балетоман знакомым, надоевшим голосом, на весь театр, «поощряет» артистку за удавшийся трюк. А за его самодовольным «браво» группа на галерее, преданная не столько артистке сколько балетоману-руководителю, разражается хлопанием в ладоши. Это тоже контакт, но контакт унизительный, загрязняющий искусство!
Каких только жертв не приносится именно для этого контакта. Всё искусство перестраивается. Всё направляется к одной цели, к немедленному» личному, громкому успеху. Артист угождает. Не искусству служит, а публике прислуживает.
«Публика это любит» - вот на чём строится вся теория и вся практика балета!
Всё это стало мне противно и скоро после начала моей службы оттолкнула меня от балета. […]
Всё, и костюм балерины, и обращение к публике, и постоянное прерывание действия, - всё приводило меня к убеждению, что в балете отсутствует главное - желание воздействовать на зрителя при посредстве созданного художественного образа. Балерины изображали на сцене... балерин. Так как балерина есть самая главная персона в балете, так как артистка, достигшая такого высокого звания, очень горда этим, то она хочет, чтобы сразу при появлении на сцене всем было ясно, что она не просто танцовщица, а именно балерина. В стремлении иметь вид балерины вырабатывалась особая, гордая осанка, особая манера держать голову (высоко тянуть шею и почти не поворачивать головы), особенная манера ходить. Словом, выработался шаблон, по которому можно сразу отличить балерину от всех смертных, но по которому, конечно, нельзя никак догадаться, кого изображает артистка, какой образ она хочет воплотить».
Фокин М.М., Против течения. Воспоминания балетмейстера, Л., «Искусство», 1981 г., с. 59.