Самостоятельное решение сложной Задачи
Ранняя творческая СверхнагрузкаРанняя творческая Сверхнагрузка / тренинг
Раннее освоение эвристикРаннее открытие / освоение эвристик
X
Самостоятельное решение сложной Задачи
Ранняя творческая СверхнагрузкаРанняя творческая Сверхнагрузка / тренинг
Раннее освоение эвристикРаннее открытие / освоение эвристик
X
«Музыку Святослав стал сочинять раньше, чем научился играть.
Мягко, незаметно отец поощрял увлечения сына. Первые фортепианные пьесы Святослава – «Вечер в горах», «Утренние птички», «Сон» записаны рукой Теофила Даниловича. Сочинял мальчик довольно много: жанровые картинки - «Дождик», «Море», «Весна», «Заход солнца», «Праздник», «Индийский замок», «Перед танцами», романсы, вальсы, фокстрот, фортепианные сонаты и даже две оперы - сказку «Тщетное избавление» и «Бэла» (музыка последней писалась на текст Лермонтова).
Святослав Теофилович вспоминал, что он «любил сидеть дома и проигрывать с листа оперы – с начала и до конца». В доме была целая нотная библиотека - свыше ста томов: «Всё играл, запоминал, играл без конца… Думаю, что многим обязан этой игре оперной литературы». Любую музыку, никогда раньше не слышанную и сложную, он сразу играл так, словно знал её давно. Рано проявилась у него эта удивительная способность - охватывать произведение целиком, запоминая его тотчас же, почти что после первого проигрывания.
Для друзей он охотно импровизировал на фортепиано. Находилось время и для прогулок с отцом по любимым одесситами местам - Аркадии, Ланжерону.
Систематического обучения фортепианной игре в детстве и юности у Рихтера практически не было: он не посещал ни музыкальную школу, не имел домашнего учителя музыки. «Хотя отец был превосходный музыкант, я за всё время взял у него не более десяти систематических уроков. В остальном был предоставлен самому себе. Правда, часто спрашивал у него о том или ином новом для меня произведении. И получал ценные советы.
Я был строптивый, не слушался, всё пытался делать сам, - в сущности, меня никто не учил. Помню, папа говорил: «Как ты играешь? Как держишь руки? Что это такое?» А мама возражала: «Оставь мальчика в покое. Пусть играет, как хочет».
Не леность сказывалась в таком неприятия учения, нет: инстинктивное стремление охранить свой, ещё неокрепший творческий «огонек» от академических догм, влияний, непреодолимая тяга к свободному, ничем не скованному музицированию.
В близкое время ещё один мощный талант - Василий Павлович Соловьев-Седой - тоже до двадцати двух лет будет импровизировать, погружаться в повседневную музыкальную практику, нигде не обучаясь. А Иван Дзержинский, автор знаменитой оперы «Тихий Дон», открывшей эру песенной оперы, уйдёт из консерватории, избрав школой саму жизнь. Самостоятельность была знаменем поколения...
Девятнадцати лет Святослав Рихтер стал концертмейстером Одесского оперного театра. Не ограничиваясь пассивной ролью пианиста-аккомпаниатора, он обычно изучал весь клавир наизусть, присутствовал на всех репетициях, знакомился с планом постановки, оформлением, замыслами дирижёра».
Хентова С., «Неудача никогда меня не обескураживала», журнал «Аврора», 1989 г., N 2, с. 88-89.