Общие / совпадающие цели творческого коллектива и его руководителя – случай с новым оркестром Ю.А. Башмета

После первой неудачи, Ю.А. Башмет начал в Москве создавать новый камерный оркестр, известный сейчас как «Солисты Москвы». Один из списков возможных оркестрантов предложил ученик маэстро.

«Ещё один список, от администрации консерватории, подготовила декан Татьяна Алексеевна Гайдамович. Наконец, был ещё третий список, который для меня готовили по секрету.

75 процентов совпало. По всем трём спискам. Так был собран оркестр. Концертмейстера не было.

Я сразу объявил, что мы уже в процессе решим, кто будет первой скрипкой, кто первым альтом, кто первой виолончелью. И действительно, довольно долго придерживались этого правила, потому что я хотел, чтобы, например, пятый скрипач играл с такой же активностью, как играет  первый. Но это утопия, есть свои законы - пятый не может так играть, ничего из этого не получится. И тем не менее уметь лидировать он должен. В этом была идея.

Незабываемый первый день. Когда я вошёл в зал и встал за пульт, они вдруг все, как один, синхронно встали, ну просто как в армии. Я был потрясён и смог только произнести: «Ну что, мне тогда сесть, что ли?» […]

Хотите знать, сколько из того объединенного списка осталось сегодня? Почти все. Несмотря на все сложности и даже драмы. Если кто уходил, то по личным мотивам. Как правило, из-за женщин. Из-за жены, например, которая заявляла: «Не поедешь со мной во Францию – разведёмся». А он её очень любил и выбрал семью. Бывает... Но у него не хватило духу предупредить нас, как принято, хотя бы за два месяца, чтобы мы успели подготовить и ввести замену. Я вспоминаю первый концерт уже без него. Все ужасно нервничали на сцене...

Потом была ещё одна утрата. Хороший парень уезжал в Америку (по тем же причинам) и плакал. И мы вместе с ним рыдали. Не хотел он уходить, никак не хотел. А мы держать его не имели права. И переживали. Что делать - это жизнь. Только не подумайте, что я, как старый моряк, не терплю женщин на борту. Раньше какие-то похожие неписаные правила были. Ни в «Виртуозах Москвы», ни в старом составе «Солистов Москвы», который потом был переименован в «Солистов Монпелье», - нигде не было женщин. […]

Есть такое выражение: человек рождается для любви. Я могу сказать, что люблю каждого в ансамбле. И при словах - «Солисты Москвы» - передо мной возникает не ансамбль, а лица. Каждое в отдельности и все вместе. Мы никогда не говорим между собой громких слов о счастье совместного музицирования, просто обсуждаем удачи и неудачи. Но есть внутри нас счастливое ощущение факта рождения совместной творческой идеи и цели. Цель - это любовь. А вдохновение на сцене равно предчувствию любви.

Довольно часто, особенно в последнее время, в связи с 10-летием ансамбля, меня спрашивают: в чём, собственно, секрет «Солистов Москвы», что нового я им дал? Всякий раз я в затруднении. Искренне. Без кокетства. И всякий раз отвечаю примерно так: не надо забывать о самом главном. Эти музыканты - выпускники лучшей школы в мире, Московской консерватории. Все они прекрасно обучены и талантливы. Они мне дали молодость. А я... В общем, думаю, дал им успех. Они поняли, что такое радость творчества, да ещё подкрепленная восторгами публики - российской, японской, американской, французской, итальянской.

Я иногда слушаю, как они играют без меня, в ансамбле или соло, - и радуюсь... Словом, мы живы и процветаем. У нас постоянно расширяется репертуар и география наших гастролей. Самое главное - не только появиться наконец там, где не был, в каком-нибудь мировом культурном центре. Главное, чтобы потом тебя умоляли приехать снова».

Башмет Ю.А., Вокзал мечты, М., «Вагриус», 2003 г., с. 161-164.