«Маргинальность - то, что не признано, что существует на периферии, на обочине магистральной линии движения, в данном случае, - философской мысли, но существует как необходимость.
Парадигма никогда не бывает абсолютной. Господство научной теории, методологии, точки зрения, мировоззрения и так далее никогда не бывает полным, как бы они к тому ни стремились. В тени великих традиций всегда пребывают системы, взгляды, учения, почему-либо не признанные, пренебрежительно отклоняемые, попираемые, но, тем не менее, никогда не исчезающие бесследно. И незаметно для себя господствующие теории существуют не только в силу победоносного освоения все новых сфер человеческого опыта и жизни, но по причине того, насколько они умеют и способны противостоять в неявном споре и диалоге со своими маргинальными конкурентами. Нередко этот спор имеет скрытую, латентную форму и становится понятным только с учётом так называемого контекста возникновения и движения идей.
Ни одна парадигмальная философия или научная доктрина не бывает настолько мощной, чтобы утвердить своё господство без остатка. У неё всегда остаются «слабые места» (плохо или вовсе необъясненные факты, феномены, плохо проработанные проблемы), т.е. границы, которые обыкновенно кажутся временными затруднениями, а на самом деле - свидетельством ограниченности познавательного потенциала. Для научных теорий это обстоятельство более очевидно, и в конце концов оно было освоено в постпозитивизме (К. Поппер, И. Локатос, С. Тулмин, Д. Агасси и другие) как их важное свойство, обеспечивающее возможность развития в мире научных идей. В философии осознание ограниченности какой-либо доктрины даётся труднее, особенно их адептам. В духе философской мысли заложен некий абсолютизм или универсализм. И тем не менее он не очевиден.
Маргинальные явления в философии не следует отождествлять с плюрализмом - общепризнанной нормой философского процесса. В структуре плюрализма мы также замечаем господство типичных для данной эпохи и, стало быть, в некотором отношении гомоморфных, взаимодополняющих теорий.
Маргинальные теории отмечены гетероморфностью, инаковостью по отношению к господствующему многообразию. Последнее обстоятельство является нередко многообразным варьированием какой-то одной идеи, одного принципа или подхода. Это видно из истории рационализма, эмпиризма, персонализма и других философских принципов. Важно выяснить не только условия возникновения или бытования тех или иных конкретных теорий в их маргинальном состоянии, но и функции, которые ими реализовываются. Несомненно, в первую очередь они осваивают те факты и явления, которые вытеснены или выпали из объяснительного поля парадигмальных учений, или же вовсе стали предметами их освоения. Обычно господствующие теории относятся к ним как к частностям, ждущим своего объяснения, и не особенно, до определенного времени, беспокоятся на их счет. В философии чаще подвергаются дискредитации неосвоенные сферы духа и жизни (как «нефилософский» материал), как те сферы, к которым истинная философия отношения иметь не может. Демаркация и критерии «философского» и «нефилософского» материала весьма проблематичны и никогда не обладали ясным характером. Именно то, что господствующее философствование не воспринимало как достойный внимания сюжет, становилось полем деятельности маргинальной философии: на нем она возрастала, крепла и впоследствии утверждала себя.
Другой немаловажной функцией маргинальных теорий является способность быть хранилищем и резервуаром идей, понятий, методов и приемов мышления, не востребованных, но имеющих шанс быть востребованными в будущем. История философии и науки буквально насыщена примерами такого рода. Изменение духовной ситуации, разломы социально-культурных структур, обнаружение новых сфер общечеловеческого опыта приводят к тому, что мы начинаем пристальнее всматриваться в историю мысли, видеть то, что традиционная ретроспектива нам не представляла, что не виделось за общепризнанными вершинами мысли и спинами гигантов учености. Отсюда обычные «исправления» духовной истории, когда из забвения прошлого мы извлекаем идеи и творцов, оказавшихся актуальными, невероятно «современными» или предтечами новых духовных достижений.
Третья из основных функций маргинальных философий - быть составной частью универсального механизма альтернативного развития духовной культуры. Мы уже отметили, что какова бы ни была мощь господствующей философии или научной теории, она всегда имеет оппонента в виде многообразия частных, но тем не менее эффективных в деталях и в критических аргументах концепций. Рационализм никогда не мог изжить иррациональные тенденции в науке и философии. Сциентизм всегда предполагал некую антисциентистскую тенденцию в духовной жизни. Научное познание никогда не оказывалось столь всемогущим, чтобы похоронить герметические, эзотерические научные практики. Научная картина мира никогда не разрушала ни его религиозного, ни художественного, ни другого какого-либо его образа».
Солонин Ю.Н., Феноменология любительства и маргиналы в философии, в Сб.: Философия обществу / Под ред. Б.В. Маркова и Ю.М. Шилкова, Изд-во СПбГУ, 2007 г., с. 36-37.