Способы шокирования / удивления театральных зрителей по Фернандо Аррабалю

Фернандо Аррабаль пишет о различных способах, которыми можно удивить / шокировать современного театрального зрителя…  

«Чем больше определяется творчество художника рискованной случайностью, путаницей, неожиданностью, тем оно богаче, увлекательней, и тем больше оно стимулирует зрителей […]  

Виды деятельности человека панического:  

- Искусство.
- Игра.
- Эйфорический праздник или безразличное одиночество.   (Некоторые из замечательных личностей этого столетия, и среди прочих - изумительный Тцара, нападали на искусство. Но по вышеизложенным причинам человек панический не презирает художественной деятельности.)  

Темы и источники вдохновения человека панического: 

- Моё «я».
- Аллегория и символ.
- Тайна.
- Секс.
- Юмор.
- Создание химер.
- Реальность вплоть до кошмара (включительно).
- Грязь, отвратительное (они ведь так человечны!).
- Он привносит представления, которые считаются презренными и вводит их в область «серьёзного»; вместе с тем, он подрывает установившиеся ценности.
- Использование всех постулатов, всех философий, всех типов морали (при отстаивании в них лишь того, что ему подходит).
И конечно, прежде всего:
- Случайность.
- Память.
- Путаница.  

Формы художественного творчества человека панического:  

- Отрицание захватывающих жанров, но за эпопею.
- Роковая двусмысленность (а не двусмысленность, связанная с роком).
- Отрицание иронии.
- Математика и систематизация.
- Противоречие.
- Приспособление классических формул, которые приводят к формулам сегодняшнего дня - и наоборот.  

Характеристики человека панического:  

- Это порядочный человек своего столетия.
- Безумный талант.
- Ясный энтузиазм.
- Многообразные занятия как во времена Ренессанса.
- Отказ от рискованных авантюр (например, как правило, он не кончает жизнь самоубийством).
- Он проводит критику процесса познания, вскрывая, вместе с тем, её механизмы.
- И прежде всего: ОТКАЗ ОТ СИЛЫ ТЯЖЕСТИ.  

Искусство жить человека панического:  

- Любовь к жизни, трусость и т.д.
- Культ счастья.
- Нежность, доброта, поскольку они полезны и приятны.
- Мораль во множественном числе: отказ от единственной морали, от чистоты и прочих полицейских формул, которые в конечном счёте всегда приводили к осуждению (например, к уничтожению, когда речь шла о морали политической) того, кто их не использовал.
- Стало быть, анти-чистота.
- Удобство, даже в свободе.
- Одиночество внутри группы (без башни из слоновой кости).
- Принятие концепций и искусства жизни, полностью противоположных собственным.
- Панический герой - это дезертир.  

Болезненные фантазии человека панического:  

- Паранойя (но не шизофрения).
- Мания величия и скромность.
- Отчаяние, но не тоска.
- Болезни и искажения.
- Ревность, фетишизм, некрофилия и т.д.
- Внушаемость.
- Мифология (это всё, что он любит).
- Мифомания.  

Человек панический культивирует и некоторые общие места: 

 - Гуманизм, универсализм, прогрессизм, пацифизм, антирасизм, агностицизм и т.д.
Пан: всё.
Пан: греческий бог.
В детстве он был шутом, а позднее ужасал людей своими внезапными появлениями. Исходя из всего вышеизложенного, можно уступить искушению поиграть в то, чтобы определить паническое через АНТИОПРЕДЕЛЕНИЕ: Паническое (в мужском роде) - это «способ быть», определяемый путаницей, юмором, ужасом, случайностью и эйфорией. С этической точки зрения в основе панического лежит практика морали во множественном числе, с философской же точки зрения, аксиома «жизнь - это память, а человек - рискованная случайность».

Паническое находит себе наиболее полное выражение в паническом празднестве, в театральной церемонии, в игре, в искусстве и в безразличном одиночестве.

Отныне я заявляю, что «паника» - это не группа и не художественное или литературное движение; скорее уж это стиль жизни.  Или даже, точнее, я сам не знаю, что это такое. Я предпочёл бы скорее называть паническим анти-движение, чем какое-либо движение».  

Фернандо Аррабаль, Человек панический, в Сб.: Как всегда - об авангарде: антология французского театрального авангарда / Сост.: С. Исаев, М., «Союзтеатр», 1992 г., с. 165-167.