Создание новой моды и социальные эффекты, связанные с модой
Внедрение инновацийВнедрений инноваций
Положительное восприятие новогоПоложительное восприятие нового
X
Создание новой моды и социальные эффекты, связанные с модой
Внедрение инновацийВнедрений инноваций
Положительное восприятие новогоПоложительное восприятие нового
X
«В Петербурге и Москве появились желающие открыть «сады удовольствий» на частные средства для всех, кто может оплатить развлечения. В русской культуре начали создаваться акционерные общества. И это тоже было, как и развлечения, веянием времени - такие общества создавались для управления вокзалами во всей Европе. Россия тоже решила не отставать. Барон Ванжура, член дирекции императорских театров, назвал свой увеселительный сад «Вокзал в Нарышкиновом саду». В Москве иностранный антрепренёр Мельхиор Гроти открыл вокзал, арендовав для этого сад графа Трубецкого около Донского монастыря. Там же в последней трети XVIII века открылся как филиал Петровского театра «Воксал Меддокса», в честь английского антрепренера. Здесь в летнее время проводились концерты, проходили балы, маскарады и ставились небольшие дивертисменты. Здесь было место найма и «проката», прежде всего, иностранных профессиональных артистов.
Практически все руководители акционерных обществ, занимавшихся увеселительными садами, тоже были поначалу иностранцами. Кто лучше знал западные развлечения? Иностранцы. И кто лучше умел решать функциональные задачи посредством развлекательного искусства? Они же. Вспомним Павловский вокзал. Это убедительный пример, когда история художественной жизни и невиданной для России новинки - железных дорог - парадоксальным образом перекрещиваются. В середине 30-х годов в России оказался профессор Венского политехнического института Франц Антон Герстнер.
Он был вызван с целью начать строительство железных дорог. Осмотревшись, проехав в начале 1835 года от Петербурга до Одессы, он подаёт императору докладную записку. После её рассмотрения все сошлись на том, что железные дороги в России крайне необходимы. Но... при этом были высказаны сомнения, готово ли население финансово поддерживать дорогу - покупать билеты и возить грузы, т. е. пользоваться железной дорогой.
И Герстнер придумал организовать в Павловске вокзал в западноевропейском стиле, причём не какой-то рядовой, а выдающийся! Пусть люди покупают билеты в вокзал, а добраться туда они смогут только с помощью железной дороги. И так он приучит к ней людей. Герстнер получил высочайшее разрешение организовать Акционерное общество, собрал акционеров и принялся за дело.
Он скрестил «Сад развлечений» и железную дорогу, представив её как забавный аттракцион. Чтобы поскорее запустить проект, ввёл дорогу частями: сначала Царское Село-Павловск (Царское Село - одна из царских резиденций, расположенная рядом с Павловском - Прим. И.Л. Викентьева), а потом дотянул её до Петербурга. А чтобы сразу не очень нервировать публику, он сначала предложил ей попробовать вагоны на конной тяге, которую потом постепенно вытеснил паровоз, ведший состав из восьми вагонов. Ежедневно ходило 5 пар поездов, с которых высаживалось более 500 человек. На первых пробных поездках Герстнер выступал в качестве машиниста. Он же определил весь порядок движения на железной дороге.
Герстнер был первым в России строителем железной дороги, первым управляющим, первым кондуктором и машинистом. И «продюсером».
Герстнер приглашает известного архитектора Штакеншнейдера, который проектирует в Павловске «воксал», затмивший всех своих предшественников. Превосходный ресторан, обязательный бильярд, зал для танцев, вечером фейерверк. Сначала в Павловском вокзале пел хор московских цыган, но уже с декабря 1849 года их сменил маленький симфонический оркестр под управлением Йозефа Германа, исполнявший модную танцевальную музыку и фрагменты из опер.
Когда дирекция железной дороги поднакопила денег, акционеры пригласили знаменитого Иоганна Штрауса, с которым заключили договор о ежедневных (!) с мая по октябрь выступлениях. На афише крупными буквами красовалось: «Капельмейстер Иван Штраус». Кто в Европе хотел послушать «Короля вальсов», от весны до осени должен был ехать в Павловск. В хорошую погоду там собиралось до 4000 человек! М. Глинка в восторге от вокзала и железной дороги написал «Попутную песню».
Но Штраус не просто «продался» дирекции русской железной дороги. У него тоже были свои профессиональные требования. Он хотел не маленький оркестр из 15-20 человек, который у него был в Европе, а большой - 35-40, и он получил на него средства; он хотел дирижировать не только вальсами, но и более масштабными произведениями, дирекция ничего не имела против, особенно если в программу включались, наряду с классиками - Бетховеном, Шубертом, Мендельсоном и др., русские произведения - Глинки, Варламова, Гурилева. Программы Павловска проделали путь от русских «развлекаловок» до европейских развлечений. Штраус одновременно дал возможность «подзаработать» продавцам бижутерии, парикмахерам, делавшим европейское «а-ля Штраус», владельцам цветочных магазинов, дававшим букетам имена только что отзвучавших вальсов.
Искусство, бизнес и технические новации в России в первый раз встретились на вокзале в Павловске. Затем началось строительство дороги на Москву, железные пути постепенно охватывали всю Россию. И по железной дороге на гастроли поехали артисты, которые поначалу использовали вокзал как концертную площадку. В начале XX века возникло и «Общество вокзальной музыки»».
Дуков Е.В., Развлечения и сценические профессии в XVIII-XX веках. Запад и Россия, в Сб.: Бремя развлечений: Otium в Европе. XVIII-XX век / Под ред. Е.В. Дукова, СПб, «Дмитрий Буланин», 2006 г., с. 15-17.