Как воплотить отвлечённые понятия пороков в пластических образах изобразительного искусства? Не изображать же, например, проституцию в виде гулящей девки с задранным подолом. Никакой натурализм при серьёзном художественном замысле здесь неуместен.
И Шемякин нашел соответствующий творческий ход для воплощения замысла. Изобразительное искусство издавна, со времён средневековья, знало художественные приёмы для изображения отвлечённых понятий человеческих пороков. Это аллегорические фигуры и формы, нередко гротескового характера. К этому методу, опирающемуся на древние традиции изобразительного искусства, и прибег здесь Шемякин, при этом воплотив свой замысел современно и даже злободневно.
Круг пороков, известных иконографии старого искусства, здесь, конечно, несколько изменился и расширился. Есть тут, разумеется, неоднократно бичевавшиеся художниками вечные пороки: воровство, проституция, алкоголизм. Но такие пороки, как, например, лень или скупость, изображавшиеся в старых аллегориях, здесь отсутствуют. Зато добавились новые, современные пороки, например, наркомания, равнодушие. А кроме того, художник включил в свою группу явления, которые точнее назвать не пороками, а злом современного общества, например, пропаганда насилия, война, эксплуатация детского труда. Но дело не в терминах, а в совокупности всех тех проявлений зла, от которых нужно оградить детей, чтобы будущий мир стал лучше. Рассмотрим каждую фигуру, воплощающую тот или иной порок, словесно обозначенный у её подножия, в отдельности.
Наркомания. Перед нами мужчина с отвратительным, болезненно худым лицом и шприцем в руке. На его фраке многократно повторяется небольшая фигурка черепа со скрещенными костями, символизирующая смерть, которую несет наркомания.
Проституция. Женщина с жабьей головой, одетая в длинный балахон, подпоясанный змеями. Изображения жабы и змеи здесь доминируют и многократно повторяются, создавая в целом образ отвратительного земноводного. Здесь и ожерелье из змеиных тел, и маленькие жабы, сидящие на платье. И готовые совокупиться жабы на спине, под которыми расползается одежда, обнажая пупырчатую шкуру. Трудно создать более отвратительное, но художественно сильное представление о проституции.
Воровство. Мужчина со свиным рылом. В руках у него-мешочек со знаком доллара, а через плечо перекинут большой мешок с печатью банка. Человек и деньги в образе человека-свиньи.
Алкоголизм. Полуобнажённый толстяк с огромным пузом сидит на бочке. В руках у него бокал и сосуд с вином. На голове венок. Образ, явно идущий от иконографии Бахуса или Вакха. Невежество. Щеголь во фраке с ослиной головой и шутовским бубенцом в руке. На фраке у него мелкие фигурки раков, а в другой руке часы.
Лжеучёность. Монах с капюшоном, надвинутым на глаза и ничего не видящий. У ног его реторта с огнем под ней (намёк на традиционную иконографию алхимии). А рядом некий мутантик с двумя собачьими головами, направленными в разные стороны.
Равнодушие. Фигура, отвернувшаяся от всех, но нацепившая на затылок маску с закрытыми глазами. Две руки её равнодушно скрещены на груди, а две другие затыкают уши. А прямолинейно геометрическая фигура выполнена в форме, напоминающей гроб.
Пропаганда насилия. Господин с длинноносой мордой, в цилиндре на голове. Сзади у него хвост. В одной руке щит, на котором изображено разного рода оружие и за которым прячется нога с копытом. В другой руке фонарик, в окошках которого надписи насилие, нацизм и который освещает стопку книг античеловеческого сочинения Гитлера Майн кампф. На стопке изображение свастики.
Садизм. Некто в балахоне с мордой носорога. Жуткий, отвратительный образ.
Для беспамятных. На изъеденной временем мраморной колонне вознесено деревянное пыточное орудие, колодка для пыток. На постаменте змеи, а сзади в нише череп. Помните, люди, об иезуитских изуверствах.
Эксплуатация детского труда. Господин с мордой хищной птицы. На фраке у него мелкие изображения хищных птиц, а рядом - небольшой макет фабрики и символы фабричного производства.
Нищета. Истощенная босая старуха в рубище с посохом в руке и подпоясанная вервием.
Война. Фигура в рыцарских доспехах и в противогазе с бомбой в руке. Одна нога у этой фигуры - лапа хищной птицы. А взрыватель на конце бомбы изображён в виде головки детской игрушки - счастливо улыбающегося Микки-Мауса. Вот что преподносит война детям под видом игрушек
Во всех фигурах этой группы обобщённость художественной формы соединяется с ювелирной проработкой деталей. И все пороки с мордами, рылами, головами жаб, носорогов и хищных птиц у многих из них выступают как собрание античеловеческое, звериное, противоречащее всяким понятиям о человечности. Это какие-то полуфантастические нелюди.
Ни одна из этих тринадцати гротесковых фигур не повторяет другую по своей позе. Но у всех у них позы, хотя и разные, обычно причудливые, порою изломанные и экстравагантные. Они словно предлагают себя зрителям, или угрожают, или заманивают их. Кажется, что они живут, кривляются, издеваются над нами. Уродливый и страшный гротесковый хоровод.
Ванслов В., Уберечь детей от пороков взрослых (Монументальная композиция Михаила Шемякина), в Сб.: Искусство в современном мире, Выпуск 1, М., Памятники исторической мысли, 2004 г., с. 227-229.