«Наш опыт одиннадцатилетнего преподавания в проектно-методологической школе (официальное название - средняя общеобразовательная школа N 1314 (школа-лаборатория г. Москвы) заставляет сделать печальный вывод о том, что формировать способность к теоретическому мышлению в обществе, где всё подчинено контрарным задачам и где культура теоретического знания стремительно разрушается, практически невозможно.
При работе в школе хорошо видно, что в настоящее время происходит «плейбоизация» общества. И этому в очень сильной степени способствует постмодернистская парадигма, постепенно подчиняющая своим клипово-контекстуальным и ассоциативно-пародийным законам всё - от пространства голубого экрана до дизайна голубого унитаза. Чтобы быть вменяемым и восприимчивым к программам классического гуманитарного образования, учащийся с помощью учителя должен регулярно очищать своё сознание от мусора массовой культуры и культивировать в себе затаптываемые ею техники и способности: например, способность понимать мыслительно-теоретические тексты, рефлектировать позиционные основания, исходя из которых они написаны, самоопределяться по отношению к этим основаниям, формулировать проблемы, строить понятия, наращивать различения и т.д. Эти способности, позволяющие учащемуся действительно самостоятельно мыслить, не имеют ничего общего с аксиологическим плюрализмом и негативизмом к нормам классического мышления.
На формирование этих способностей у учащихся нацелена наша педагогическая работа в школе. Осуществляя её, мы, однако, постоянно вынуждены вступать в конфликт с информационным подходом - нашим старым врагом еще со времен массовой советской школы. В 70-80-е гг. информационный подход был серьёзнейшим образом раскритикован в трудах Г.П. Щедровицкого и В.В. Давыдова, основателей деятельностного подхода в педагогике. В начале перестройки повеяло ветром перемен: начали создаваться экспериментальные образовательные площадки, где стали выращиваться новые деятельностные технологии работы со знанием и мышлением. Но сейчас, благодаря компьютеризации и информатизации школы, информационный подход, как ни странно, снова возвращается в образование - уже в новом обличии и с самого что ни на есть парадного входа...
Учащиеся, посаженные в массовом порядке за компьютеры, получают возможность скачивать информацию по любому интересующему их вопросу. При чём, само это «скачивание» напрочь вырубает у них интерес и способность к самостоятельным открытиям. Учащиеся становятся всё более и более эрудированными, но всё менее и менее знающими. С помощью интернета они попадают в мир, где всё уже известно и где нужно только правильно сориентироваться, чтобы найти необходимый ответ. Посещая интернет, который они воспринимают как «всамделишную» реальность, школьники очень быстро убеждаются в том, что мышление «на самом деле» не нужно, а теоретическое знание и сложные техники его построения не востребуемы и не применимы в современном информационном обществе. Этот конфликт знания и информации всё чаще и чаще вспыхивает на уроках: учащиеся, привыкшие к клиповым режимам работы с информацией, практически не умеют мыслительно концентрироваться, у них оказываются крайне ослаблены способность воображения, рефлексии, понимания (в том числе, понимания другого) и т.д.
Несмотря на культивируемый в обществе плюрализм мнений, учащиеся практически не умеют строить проблемную коммуникацию и вообще перестают ценить живое общение. Например, они всё меньше понимают, как относиться к учителю и зачем он вообще нужен, поскольку компьютер «знает» (т.е. помнит) в миллионы раз больше, чем учитель. Находясь под прессингом различных дискурсов, обрушивающихся на них через интернет, учащиеся, как правило, совершенно не осознают, что и как на них самих «осело», почему они вдруг начинают говорить так, а не иначе. Они охотно вступают в языковую игру по любому вопросу, но при этом оказываются не способны различить, когда они думают сами и отстаивают действительно свою позицию, а когда они всего лишь воспроизводят скаченную накануне информацию.
Интернет затрудняет сегодня формирование не только теоретического, но и проектного мышления у школьников. Как уже говорилось выше, компьютер создает иллюзию, что вы можете проникнуть в любое пространство и продействовать там. На самом же деле вы можете познакомиться только с особенностями дискурса, характерного для данного пространства, коммуникативно проиграть какую-нибудь схему действия, но не продействовать. Учащиеся, привыкнув к жизни в компьютере, оказываются в большом затруднении, когда их помещаешь в такую ситуацию, где им приходится действовать, а не говорить про действие и не играть в компьютерную игру: ставить цели, вступать во взаимодействие с другими учащимися, передавать им свой замысел, реализовывать его, заново формулировать цели и проектировать действие, уже исходя из полученного опыта, и т.д. Обучать этому школьников с каждым годом становится всё труднее и труднее. И здесь приходится вступать в борьбу не только с монстрами виртуальной реальности, но и с ценностями постмодернизма, для которого общественное действие в принципе невозможно, а цели и проекты являются всего лишь забавными языковыми конструкциями.
В заключение этой первой части статьи хотелось бы ещё раз подчеркнуть: новые информационные технологии выступают сегодня мощнейшим средством перепрограммирования общества на постмодернистских основаниях. Интернет в том его виде, как он сложился и используется сейчас, вполне в силах уничтожить теоретическое мышление и классическое образование. Это вполне реальная перспектива».
Громыко Н.В., Интернет, постмодернизм и современное общество, в Сб.: Методология: вчера, сегодня, завтра, Том II, М., «Школа Культурной Политики», 2005 г., с. 218-220.