Внешние воздействия – как правило, неблагоприятные – на творческую личность
X
Внешние воздействия – как правило, неблагоприятные – на творческую личность
X
«Возможностей утонуть в житейском море у Высоцкого было множество.
Достаточно посмотреть на судьбы актёров советского времени - сколько их погибло, сгорело при первой же встрече с Нелёгкой и Кривой! При отсутствии железной воли (а «железность» в артистической натуре - это не всегда достоинство), при нулевых в советское время социальных гарантиях артист то и дело попадал в порочный круг: перестали его снимать - он запил, а так как он запил - то его и не снимают больше. Десятки ярко начатых актерских биографий прервались таким вот банально-трагическим образом.
Не меньше опасностей сулило и стремление утвердиться в литературном мире. Скольких способных людей сломало столкновение с цензурно-издательской машиной! Невозможность напечататься для многих обернулась внутренней невозможностью что-либо писать дальше. Да и у благополучно публикующихся возникают свои проблемы. Успеха всегда не хватает: хочется званий, премий, орденов. Садится человек на «почестей иглу», как назвал это Высоцкий в старой песне. Труднее всего победить страх неуспеха. Смельчаков, готовых к пожизненному непризнанию, наверное, меньше, чем трижды Героев Советского Союза.
В чём тут корень зла? В том, наверное, что люди не умеют отвести проблеме успеха, карьеры определённое и конкретное место в своей жизни, не умеют загнать эту проблему в изолированный отсек, не смешивая со всем остальным. В результате ущемлённое честолюбие разъедает душу изнутри, яд обиды отравляет всё на свете, и ничто уже не радует: ни любовь, ни встреча с новыми людьми, ни солнечный день. И творческая энергия иссякает, поскольку она неразумно израсходована на бессмысленные страдания.
Высоцкому удалось локализовать неудачу, не пустить её в чистое творческое пространство души. Более того - он соединил, переплёл в своей эмоциональной сфере муку неудовлетворённого честолюбия с неумолимой чередой алкогольных провалов: в этой бездне утонули все многочисленные поражения. А две главные беды его жизни, «Нелегкая с Кривою», парадоксальным образом привели к принципиальной победе. Минус на минус даёт плюс - теоретически понять это довольно легко. А вот осуществить такую операцию на собственной душе - это высшее жизненное искусство, доступное очень немногим.
И прослеживая дальше путь Высоцкого, мы должны иметь в виду, что перед нами не жертва, а победитель. Человек, ставший выше Фортуны и Рока, сам сотворивший сюжет своей судьбы».
Новиков В.И., Высоцкий, М., «Молодая гвардия», 2005 г., с. 279-280.