Конкуренция режиссеров внутри одного театра – наблюдение Э.С. Радзинского

«Ситуация казалась безнадёжной, когда пьесу прочёл и захотел поставить главный режиссёр Театра на Малой Бронной Александр Дунаев.

У него была трагичная судьба. Был он милейший и очень добрый человек. И то, что называется крепкий профессиональный режиссёр. Одно время ходил он в обещающих провинциальных режиссёрах, возглавлял большие театры в Воронеже, Красноярске. И вот, после того как Эфрос согласился перейти очередным режиссёром в Театр на Малой Бронной, туда тотчас назначили главным режиссёром Дунаева. И Дунаев согласился, не понимая, на какую Голгофу он идёт. Его сразу же восприняли как надзирателя при Эфросе. Относится к нему презрительно стало хорошим тоном. Тотчас возникла шутка: в театре на Бронной два режиссёра: один главный, другой талантливый... Быть главным при великом режиссёре, видеть, как ежедневно рвутся не на твои спектакли, знать про постоянный вопрос в кассе: «Это спектакль Эфроса?» - «Нет? - Тогда не надо!..» Это - хуже пытки.

Он терпел. Ставил классику и дозволенные пьесы. И хотя Дунаев не позволял себе «наезжать» на Эфроса, он, конечно же, раздражал Эфроса. И своей эстетикой, и просто своим присутствием. И вообще, всякий настоящий режиссёр воспринимает труппу как жену. И то, что его актёры работают с Дунаевым, Эфросу было переносить трудно. Ибо актёр приносит в глазах, в голосе след ЧУЖОГО, след другого режиссёра. И это - след измены.

Судьба безжалостно, но заботливо учит. И впоследствии согласившись стать главным режиссёром в Театре на Таганке, Эфрос в какой-то мере узнает то, что чувствовал тогда Дунаев. […]

Я отдал ему пьесу. Как он и предполагал, ему разрешили репетировать «Лунина»».

Радзинский Э.С., Моя театральная жизнь, М., «Аст», 2007 г., с. 235-236.

Экспериментальные неврозы по И.П. Павлову