Предвестники, а также сами аварии и катастрофы
Теория элитТеория элит
Театр, кино и ТВОтдельные творческие решения в кино и на телевидении
X
Предвестники, а также сами аварии и катастрофы
Теория элитТеория элит
Театр, кино и ТВОтдельные творческие решения в кино и на телевидении
X
«… приведём пример, который может оказаться полезным для объяснения того, насколько изменились наши представления об американской элите.
Среди множества отклонений фильма «Титаник» от подлинной истории одно особенно важно. В кино, когда корабль тонет, пассажиры первого класса пытаются забраться в спасательные шлюпки, число которых ограничено (на пароходе было примерно 2200 пассажиров – Прим. И.Л. Викентьева). Только решительность закалённых моряков, которые с оружием в руках отгоняют плутократов, цепляющихся за борта лодок, позволяет попасть туда женщинам и детям.
По рассказам выживших в той катастрофе, на самом деле представители высших классов практически без исключений соблюдали правило «сначала женщины и дети».
Об этом неопровержимо свидетельствует статистика. В первом классе были спасены все дети и почти все из 144 женщин (за исключением пяти из них, причем трое сами предпочли умереть вместе со своими мужьями), а 70 процентов мужчин погибли. Во втором классе, которым также путешествовали хорошо обеспеченные представители различных профессий, были спасены 80 процентов женщин, а 90 процентов мужчин утонули.
На «Титанике» мужчины из списка пассажиров первого класса фактически составляли тогдашний список «Форбс-400». Как рассказывают, Джон Джейкоб Астор - по всеобщему мнению, самый богатый человек Америки на тот момент времени - пробился к шлюпке, но отказался занять в ней место, а только посадил туда свою жену, помахав ей рукой на прощание. Бенджамин Гугенхайм также отказался от места в лодке, уступив своё место одной из женщин. Он лишь попросил, чтобы она передала сообщение ему домой: «Скажите моей жене, что я играл по правилам до конца. Ни одна женщина не окажется оставленной на борту этого корабля из-за того, что Бен Гугенхайм оказался трусом».
Иными словами, некоторые из самых влиятельных в мире людей твёрдо придерживались неписаного кодекса чести - хотя это сулило им верную смерть.
У кинематографистов было веское основание исказить историю: сегодня в неё никто не поверил бы. Мы освободили высшие классы от всякого чувства ответственности, и они с удовольствием пошли нам в этом навстречу. В современном представлении они - такие же обычные люди, как и мы. Мы ведём себя так, как будто общество настолько демократично и динамично, что у него фактические отсутствует управляющая элита. Однако она есть.
Богатые и влиятельные люди будут существовать всегда. Мы можем только требовать от них признания того, что их привилегиям сопутствуют обязанности. Социальные условности, профессиональные ассоциации, нравственные суждения, подготовительные школы, кодекс джентльмена - всё это было попытками цивилизовать сильных мира сего. В прошлом американское общество ожидало от этих людей, что они будут достойно вести себя и каким-то образом участвовать в публичной жизни страны.
Недалеко от парка «Восточный Потомак» в Вашингтоне стоит запоминающийся памятник - статуя мужчины с распростёртыми, как у Христа, руками и надписью на пьедестале: «Храбрым мужчинам с "Титаника" отдавшим свои жизни за то, чтобы могли быть спасены женщины и дети». Памятник был возведён на добровольные пожертвования 25 тысяч женщин всей Америки».
Фарид Закария, Будущее свободы: нелиберальная демократия в США и за их пределами, М., «Ладомир», с. 262-263.