Невозможность понимания умом по Джидду Кришнамурти

«Дух ограничения проявляет себя в виде семьи, собственности, государства, религии и прочего. И разве это стремление к внутренней защищённости не порождает её внешние формы, которые всегда играют роль ограничения? Само желание быть в безопасности эту безопасность разрушает. Ограничения, разделения неизбежно несут с собой распад; его симптомы - национализм, классовый антагонизм и война. Семья, как средство внутренней защищённости, есть источник беспорядка и социальных катастроф

Но если не в семье, то как же тогда жить?

Разве не странно - сознание всегда ищет образов, клише. Наша система образования состоит из готовых рецептов и выводов. Вопрос «как» подразумевает желание получить рецепт, но рецепты не могут разрешить проблем. Поверьте, это именно так. (Обращаю внимание – доводов не приводится – Прим. И.Л. Викентьева). Мы обретаем внешнюю защищённость только тогда, когда не ищем защищённости внутренней. До тех пор пока оплотом защиты является семья, будет существовать социальная разобщённость; до тех пор пока семья будет средством самозащиты, будут возникать конфликты и люди будут страдать. Не удивляйтесь, это именно так просто. До тех пор пока я буду использовать вас или кого-нибудь другого для обретения своей внутренней психологической защищённости, я должен быть обособлен; самым главным становится я, моя семья, моя собственность. Утилитарные отношения основаны на насилии; семья в качестве средства взаимной внутренней защиты создаёт конфликты и противоречия.

Умом я понимаю то, что вы говорите, однако разве возможно жить без внутреннего желания защитить себя?

Понимать умом  значит не понимать вообще. (Вновь обращаю внимание – доводов не приводится – Прим. И.Л. Викентьева). Вы имеете в виду, что слышите слова и осознаёте их значение, вот и всё. Использовать другого, чтобы удовлетворить свои желания и обезопасить себя, не значит любить. В любви не возникает желания обезопасить себя; любовь - состояние уязвимости, единственное, при котором невозможна отчуждённость, вражда и ненависть. На основе такой  любви может быть образована семья, которая не будет замкнута на себе и обособлена от всего остального».


Джидду Кришнамурти,  «Я», в Сб.: Открытие Индии. Философские и эстетические воззрения Индии XX века, М., «Художественная литература», 1987 г., с. 541.