Интуитивное постижение истины и феномен духовности Индии по Шри Ауробиндо

Философские труды Индии «… слишком утяжелены мыслью и перенасыщены интеллектуальностью, чтобы с достаточной долей интуиции передать во фразе дыхание жизни и пульс вдохновения, что является неотъемлемым атрибутом поэтического творчества. Наиболее активен здесь критический и утверждающий интеллект, а не видение и интерпретирование.

Эпическое величие души, зрящей и воспевающей самовидение, видение Бога и высшее видение мира, то ослепительное сияние, что создаёт мощь Упанишад, здесь отсутствует, как и неопосредованная мысль, идущая прямо от жизни и опыта души, и как совершенная, точная, генерирующая мысли фраза и живительная красота ритмического размера, создающего поэтическую ценность «Гиты».

Однако некоторые из этих поэм есть если и не великие произведения, то, по крайней мере, добротная литература, сочетающая высокие философские достоинства со значительными художественными качествами; это - не творения, в полном смысле слова, но благородные и мастерски возведённые построения, содержащие глубокие мысли, умело использующие ёмкий, компактный и экономный язык санскрит, отмеченные гармонией и изысканной элегантностью ритмов. Полнее всего эти достоинства проявились в таких поэмах, как «Вивекачудамани», приписываемой Шанкаре; здесь, несмотря на некоторую абстрактность, мы слышим даже некие отголоски философских идей Упанишад и замечаем манеру изложения, присущую «Гите». Эти поэмы, уступая в грандиозности и красоте ранним индийским творениям, равны им по поэтическому стилю и превосходят их по силе мысли, что и оправдывает их предназначение.

Следует также отметить некоторые из философских песен, которые встречаются в ряде произведений и представляют собой квинтэссенцию как философской мысли, так и поэтической красоты; а также - обширную литературу гимнов, многие из которых отличаются эмоциональностью, очарованием ритма и выразительностью, что подготовляет нас к восприятию подобного рода произведений в позднейшей региональной литературе, но более крупного жанра.

Философские труды Индии отличаются от произведений метафизической мысли Европы тем, что, даже когда они полностью принимают интеллектуальную форму и метод, их истинная сущность не является интеллектуальной; она, скорее, продукт глубокого осмысления объектов видения и духовного опыта.  Это - результат того постоянного единства, которое в Индии сохранялось между философией, религией и йогической практикой.

Философия представляет собой интеллектуальное или интуитивное постижение истины, которую искали сперва с помощью религиозного сознания и его многообразного опыта, никогда не удовлетворяясь простым заключением истины в идею или доказательством её с помощью логики, хотя это делалось великолепно, но всё внимание обращая на постижение жизни души - объекта йоги. Мышление того времени, как бы много значения оно ни придавало интеллектуальной стороне, никогда не теряло этой необходимой особенности, присущей индийскому характеру. Оно вырастает из духовного опыта, через посредство тщательной, трудоёмкой, самоанализирующей работы интеллекта, а затем прокладывает себе путь назад - от интеллектуального постижения к новым обретениям духовного опыта. 

Наблюдается, конечно, и тенденция к фрагментизации и исключению лишнего; великая интегральная истина Упанишад к тому времени уже выражалась целым рядом философских систем, которые начали разделяться на ещё более мелкие школы; и все же каждая из них имеет преимущество - возможность детальнейшего или более интенсивного исследования, а в целом, если даже широта взгляда и приносится в жертву глубине, налицо расширение усвоенного духовного знания. И такой ритм обмена между духом и интеллектом, где дух освещает, а интеллект исследует и помогает низшей жизни впитать в себя духовную интуицию, сыграл свою роль в том, чтобы придать индийской духовности необыкновенную силу, надёжность и постоянство, чему мы не находим аналогов у других народов.

Именно благодаря усилиям тех философов, которые были одновременно и йогинами, душа Индии оставалась живой на протяжении всего мрачного периода упадка. Этого не могло бы произойти и без помощи большого количества идей, доступных пониманию, без форм и образов, находящих отклик в воображении, эмоциях, этических и эстетических чувствах людей, которые частично должны были быть выражением высшей духовной истины, а частично - неким мостом между привычным религиозным и духовным сознанием.

Всё это стало возможным благодаря тантрам и пуранам. Пураны есть характерная для того времени разновидность религиозной поэзии; хотя такая форма существовала, вероятно, уже с древних времен, полностью она сформировалась только в то время, став характернейшим и основным литературным выражением религиозного духа».

Ауробиндо Гхош, Основы индийской культуры,в Сб.: Открытие Индии. Философские и эстетические воззрения Индии XX века, М., «Художественная литература», 1987 г., с. 389-390.

 

Индийская поэзия и внутренняя духовная сущность по Шри Ауробиндо