Мистический звук «ОМ»

«Образная система Вед и веданты чужда современному складу ума, не признающему живой правды символа, поскольку воображение, подчинённое интеллекту, уже не решается признать психологическую и духовную формы восприятия, отождествить себя с ними и воплотить их; тем не менее перед нами отнюдь не примитивный и незрелый мистицизм варваров; этот яркий, живой и поэтичный язык интуиции скорее естественным образом отражает высокоразвитую духовную культуру.

Интуитивная мысль Упанишад, начинаясь с этих конкретных образов и символов, обращается сначала к загадочным словам ведических провидцев - риши, которые полны смысла для провидца, но недоступны пониманию людей с обычным складом ума, затем, изложив их более ясным языком, переходит к иной, великолепной в своей ясности и величии образности и форме выражения, что позволяет показать духовную истину во всем её совершенстве. В прозаических Упанишадах прослеживается весь этот путь древнеиндийского сознания: использование символа, а затем переход от него к открытому выражению духовного смысла.

Отрывок из «Прашна-упанишады» о могуществе и значении мистического звука ОМ иллюстрирует более раннюю стадию процесса:

«Слог ОМ, о Сатьякама, есть высший и низший Брахман. Поэтому знающий достигает того или иного с помощью этой обители Брахмана. Размышляя об одной букве, он обретает знание, и скоро достигает земли. Ричи ведут его в мир людей и там, совершенствуясь в тапасе, брахмачарии и вере, он ощущает величие духа. Далее, при помощи двух букв он совершенствуется в разуме, и тогда Яджусы ведут его в средний мир, в лунный мир Сомы. В мире Сомы ощущает он величие духа и возвращается обратно. Тот же, кто размышляет о высшем Пуруше, постигая три буквы - звучащие как ОМ, - совершенствуется в постижении света, которым является Солнце. Как змея сбрасывает кожу, так и он освобождается от грехов и зла, и его ведут Саманы в мир Брахмана. Из этого прибежища живых душ он видит то, что выше высочайшего Пуруши, обитающего в этом доме. Три буквы подвержены смерти, но когда они нераздельны и связаны друг с другом, тогда дух обладает знанием и не колеблется в должным образом свершенных действиях - внешних, внутренних и средних. Этот мир познаем мы при помощи Ричей, средний – при помощи Яджусов, а при помощи Саманов тот мир, о котором рассказывают нам провидцы. Благодаря звуку ОМ знающий достигает Его обители и даже высшего духа, вечно спокойного и бессмертного, не знающего старости и страха».

Символы здесь всё ещё темны по смыслу, но некоторые намёки недвусмысленно указывают на то, что речь идёт о психическом опыте, ведущем к различным ступеням духовного познания; становится ясно, что таких ступеней три - внешнее физическое восприятие, умственное и  сверхразумное познание, последняя ступень ведёт к высшему совершенству, к разносторонней деятельности всего существа в мире безмятежной вечности бессмертного Духа».

Ауробиндо Гхош,  Основы индийской культуры, в Сб.: Открытие Индии. Философские и эстетические воззрения Индии XX века, М., «Художественная литература», 1987 г., с. 359-360.