«Художник должен напоминать миру, что благодаря истинности выражения мы глубже постигаем истину.
Если созданный человеком мир представляет собой не столько выражение его творческого духа, сколько механическое устройство, предназначающееся для выработки энергии, то наше выражение сковывается и ремесленническая сноровка подменяет собой богатство, характерное для живого развития.
В своей творческой деятельности человек наполняет природу своей собственной жизнью и любовью. Но его узко практическая энергия вступает в противоречие с природой и изгоняет её из его мира, исказив и осквернив её уродством честолюбивых стремлений.
Мир, созданный самим человеком, с его режущими слух криками и чванством, накладывает на человека отпечаток, который не имеет ничего общего с личностью и поэтому в конечном итоге лишён всякого значения. Многие великие цивилизации погибли из-за такого ложного выражения человечности, из-за паразитизма, вскармливаемого богатством и приверженностью к материальным благам, из-за глумливого духа отречения и отрицания, которые преграждают нам путь к истине.
Художник должен провозгласить свою веру в вечное «да», заявив: «Я верю в то, что над нашей землёй и в ней существует идеал, идеал рая, являющегося не плодом фантазии, а напротив, абсолютной реальностью, в которой всё существует и движется».
Я верю в то, что этот рай проглядывает в солнечном свете и зелени земли, в красоте человеческого лица и богатстве человеческой жизни, даже в вещах, которые кажутся незначительными и незаметными. Повсюду на этой земле бодрствует и шлёт своё приветствие Дух рая. Он тайно достигает нашего внутреннего слуха, настраивая арфу нашей жизни, которая воссылает музыку своих стремлений за пределы конечного, не только в молитвах и надеждах, но и в храмах, этих языках каменного пламени, в картинах, увековечивших мечты, в танце, который представляет собой экстаз созерцания в неподвижном центре движения».
Рабиндранат Тагор, Вероисповедание художника, в Сб.: Открытие Индии. Философские и эстетические воззрения Индии XX века, М., «Художественная литература», 1987 г., с. 326-327.